Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Канал Грибоедова

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

ФИНЭК (со стороны Садовой)
Send as PostcardSend as Postcard

Созданию этого учреждения предшествовали такие обстоятельства.
В начале царствования Екатерины II (она взошла на престол в 1762 году, свергнув с трона своего мужа Петра III) в стране не было бумажных денежных знаков - в обращении находились лишь монеты. Монеты были тяжеловесны - например, монеты номиналом в 1 рубль, отчеканенные в 1726 году, весили по 1,6 килограмма. Количество монет было недостаточно для развития коммерческих операций, да и затруднительно было расплачиваться наличными в случае крупной покупки; чиновники при получении жалованья, выданного медными деньгами (бывало и так!), вынуждены были свою получку везти домой на извозчике... Известен такой эпизод - за посвященную ей поздравительную оду царица Елизавета в 1748 году наградила сочинителя - М. В. Ломоносова суммой в 2 тысячи рублей. В то время каждый рубль медными монетами весил около 900 граммов. И общий вес полученной Ломоносовым денежной награды составил около 1800 килограммов. Мешки с деньгами были на телегах доставлены на квартиру Ломоносова.
Во второй половине XVIII века в России заметно развились товарно-денежные отношения, и проблема находящейся в обращении денежной массы приобрела большое значение. Предприимчивые, купцы да и некоторые дворяне нередко не могли совершать выгодные «негоции» из-за отсутствия денег, которые можно было занять лишь под большие проценты. И тогда по инициативе графа П. И. Шувалова правительство начало осуществлять политику кредита.
Слово «кредит» в переводе с латинского означает «доверие». Лица, пользовавшиеся доверием (кредитом) в денежных делах, нередко расплачивались не деньгами, а расписками. И, по предложению П. И. Шувалова, правительство решило, подобно частным лицам, пускать в ход свои расписки. В декабре 1768 года правительство Екатерины II начало выпуск ' в обращение бумажных денежных знаков под названием ассигнаций. И в этой связи в 1769 году было объявлено об учреждении Ассигнационного банка. Практически было основано два таких банка - в Петербурге и в Москве, да еще конторы в двадцати двух городах. В банки был положен 1 миллион рублей монетами. На миллион рублей было изготовлено и пущено в обращение ассигнаций, по предъявлении которых банки и конторы должны были выдавать желающим соответствующую сумму монетами.
Современник свидетельствовал, что этот первый опыт выпуска бумажных денег удался вполне: «Видя, что выдача против них монеты производится исправно, публика получила к ассигнациям величайшее доверие и предпочитала их неудобной существовавшей у нас монете». В начале XIX века все банки России, за исключением Ассигнационного, выдавали ссуды помещикам под залог их имений и «душ» - крепостных людей. Ассигнационный банк осуществлял эмиссию - выпуск ассигнаций и производил их обмен на звонкую монету.
В литературе XIX века нередко можно встретить выражение «рубль ассигнациями», «рубль серебром». Такие уточнения были необходимы - стоимость этих рублей была различна. В 1800 году 1 рубль ассигнациями стоил 65 и 1 треть копейки серебром. А в 1839 году 1 рубль ассигнациями оценивался уже в 28 и 3 пятых копейки серебром. В том же 1839 году был установлен твердый курс ассигнационного рубля: 1 рубль серебром приравняли к 3 рублям 50 копейкам ассигнациями.
На смену Ассигнационному банку в 1860 году пришел Государственный банк. Он был создан для «оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы». Государственный банк принимал вклады на хранение под проценты, давал ссуды под залог процентных бумаг, покупал и продавал золото и т. п. В 1898 году Государственный банк стал также и эмиссионным учреждением - получил право выпуска государственных кредитных билетов. С начала XX века это учреждение стало «банком банков» - почти половина ссуд предоставлялась им кредитным учреждениям, предоставлялся также широкий кредит капиталистическим монополиям и крупным помещикам.
В 1860-х годах в железных павильонах-беседках, стоявших
за оградой дома № 21, во дворе перед парадным корпусом Государственного банка регулярно публично сжигались потрепанные, непригодные для дальнейшего обращения бумажные деньги. Это привлекало массу любопытных петербуржцев, которые из-за ограды со стороны Садовой улицы смотрели на это необыкновенное зрелище.
Пора рассказать о здании, в котором работали сначала Ассигнационный, а затем Государственный банки. .
Указ о сооружении здания для Ассигнационного банка был подписан 8 августа 1782 года. И вскоре - 5 мая 1783 года был утвержден проект, представленный выдающимся зодчим Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.). Итальянец по происхождению, в Риме он перебивался выполнением случайных заказов - рисунков и проектов, а иногда подрабатывал в качестве гида - показывал чужеземцам красоты «вечного города». В поисках работы Кваренги покидает берега Тибра, едет в Петербург. Первую ночь здесь зодчий проводит на улице, в стужу, под низким январским небом... Но огорчения недолги. Столица России в 1780-х годах - огромная строительная площадка. И приезжий архитектор не остается без дела. В 1780-х годах Кваренги одновременно сооружает несколько зданий. Сохранилось свидетельство современника: «Этот Кваренги делает восхитительные вещи: весь город начинен его постройками, он строит банк, его постройки так хороши, что лучше и быть не может».
В числе блистательных работ Джакомо Кваренги в Петербурге: Эрмитажный театр, главное здание Академии наук, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе. Одна из последних работ Кваренги - Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1814 году. Это был временный деревянный памятник славе русского оружия, победителям наполеоновской Франции. За сооружение Нарвских ворот Кваренги был щедро награжден, он получил орден Владимира, ему было присвоено звание российского почетного гражданина. Это было для Кваренги тем более важно, что еще в 1811 году, когда наполеоновской армией совместно с итальянскими войсками готовился поход на Россию, вице-король Италии приказал всем итальянцам, состоящим на службе в России, вернуться в Италию. В приказе вице-короля назван и архитектор Джакомо Кваренги. Но он отказался вернуться в Италию, за что был лишен итальянского подданства и за-°чно приговорен к смертной казни. До конца своей жизни Кваренги жил и творил в России.
Здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.) было решено в виде огромной подковы корпуса денежных кладовых, полуциркульным фасадом обращенного на нынешний канал Бывший Ассигнационный банк. Ныне -Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
Грибоедова (в прошлом - Глухой проток, река Кривуша, Екатерининский канал) и торцами выдвинутого на Садовую улицу.
Полуциркульный корпус был построен Кваренги в два этажа - здесь хранились монеты... Мешки с деньгами доставлялись сюда из Монетного двора на баржах по нынешнему каналу Грибоедова. Торцы «подковы» со стороны Садовой улицы декорированы строгими, прикрывающими лоджии римско-дорическими портиками и украшены лепным фризом из букраниев (бычьих голов) и гирлянд. Торцы соединены проходящей по красной линии участка (вдоль Садовой улицы) тонко прорисованной, изящной металлической оградой на столбах из сердобольского гранита, увенчанных гранитными шарами. Эта решетка по рисунку Кваренги была выполнена в Петрозаводске и установлена в 1791 году. Вдоль ограды в землю врыты гранитные тумбы с коваными цепями.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.