Send as Postcard
В поисках электрического освещения Шиллинг провел интересный опыт: он заставил светиться кусок угля, пропуская через него электрический ток. «Северная пчела» в статье «Об электрических опытах в России» писала, что «свет этих горящих углей был так силен, что смотреть на него было трудно» 9 октября 1832 года Шиллинг в своей квартире впервые демонстрировал собравшейся публике изобретенный им электромагнитный телеграфный аппарат. Для большей наглядности опыта Шиллинг снял у владельца дома купца Антонова целый этаж. Биограф Шиллинга писал: «Для демонстрации передатчик 'был установлен в одном конце здания, где собирались приглашенные, в небольшом зале, а приемник - в другом конце, в рабочем кабинете П. Л. Шиллинга, так называемой «китайской комнате». Первая в мире телеграмма, состоявшая из десятка слов, на глазах у собравшихся была лично принята П. Л. Шиллингом моментально и верно». Этот сеанс вызвал такой интерес в столице, что Шиллингу Пришлось после 9 октября многократно публично повторять свой опыт. Надо отметить, что открытия ученого были неприязненно приняты некоторыми служителями церкви. После одного из опытов на квартире Шиллинга протоиерей Царскосельской церкви отец Дионисий, обратившись к ученому, гневно заявил: - Будучи свидетелем сих светских забав, хотел бы уяснить, как их надобно понимать?! Можно ли допустить всерьез, чтобы греховные мысли человека, уже тем самым осквернившего себя, передавались через пространство господнее електрическою силою, что есть само наваждение дьявола?! - Ваше преподобие,- весьма учтиво ответил Шиллинг,- передача мыслей через пространство - дело сугубо богоугодное, ибо, по Святому писанию, мысли человеку даны токмо, от господа нашего и ни от кого более. А потому сии мысли могут передаваться человеком только через пространство господнее. Что же касается до електрической силы, то об оной дьявол понятия не имел. Поверьте, батюшка, что я располагаю на сей счет точными сведениями. - Позвольте полюбопытствовать, откуда такие сведения могут быть вами получены? - ехидно спросил отец Дионисий. - От самого дьявола, ваше преподобие, из первых, так сказать, рук. Веселый смех публики прекратил эту малонаучную дискуссию. Шиллинг, обращаясь к собравшимся, говорил, что почитает своим единственным и высочайшим долгом служить отечеству и полагает, что наиполезнейшим для России будет сооружение «електрических телеграфов» на всем обширном пространстве земли русской, и прежде всего между Петербургом и Москвой. «Настанет день,- говорил Шиллинг,- мысль человеческая сможет преодолевать любое пространство с быстротою молнии. В том состоит сокровенная мечта моя...» Шиллингу не довелось увидеть воплощенной свою мечту. Лишь через несколько лет телеграфный кабель соединил аппараты, расположенные в крайних корпусах Адмиралтейства. Прошел еще год, и царь велел установить такую же связь между Петергофом и Кронштадтом. Внезапная смерть Шиллинга прервала эту работу... В конце 1916 года в просторной квартире третьего этажа в доме Адамини поселился весьма популярный тогда писатель Леонид Андреев. В его просторном кабинете шесть окон были обращены на Мойку. Из окон, обращенных на Марсово поле, он наблюдал похороны жертв Февральской революции (вскоре он опубликовал брошюру «Памяти погибших за свободу»). Отсюда Андреев выехал на дачу в Финляндию, где прошли последние месяцы его жизни. В 1921 -1922 годах в этом доме у своей подруги актрисы О. Глебовой-Судейкиной жила Анна Ахматова. В послевоенные годы здесь жили выдающиеся писатели - В. Ф. Панова (кв. № 4), Эльмар Грин (кв. № 19), Б. Ф. Чир-сков (кв. № 33), Л. Н. Рахманов (кв. № 58), Е. А. Федоров (кв. № 62). Ю. П. Герман не только жил в этом доме (кв. № 37), но и «поселил» здесь многих своих героев. Дом Адамини вошел в историю и тем, что в нем несколько подвальных залов были заняты открывшимся в 1916 году театром-кабаре «Привал комедиантов». Основателями этого театра были Всеволод Мейерхольд, Алексей Толстой и другие литераторы и деятели театра. Для инсценировок подбирали фантастические произведения Карло Гоцци и Теодора Гофмана, сказки Андерсена, интермедию Сервантеса («Театр чудес»). Три подвальных зала театра-кабаре, их стены и потолки были расписаны выдающимися художниками Сергеем Су-дейкиным, Александром Яковлевым, Василием Шухаевым н Борисом Григорьевым. Сохранилось свидетельство, что в зале «Таверна» особенно выразительны были росписи Григорьева, объединенные темой «Тени ночного Парижа». Посетители «Таверны» включались в игру, они парировали реплики дежурных слуг в восточных костюмах (переодетых актеров), отвечали на шутки стоявшего у входа карлика Василия Ивановича (он традиционно носил одеяние петуха)... «Привал комедиантов» посещали А. В. Луначарский, А. М. Горький, В. В. Маяковский, Л. М. Рейснер, Л. Н. Бе-нУа, М. В. Добужинский, И. И. Фомин и другие деятели куль-тУры и искусства. Анна Ахматова сохранила воспоминания о «Привале комедиантов»: Да, я любила их, те сборища ночные, На маленьком столе стаканы ледяные, Над черным кофеем пахучий, тонкий пар, Камина красного тяжелый зимний жар, Веселость едкую литературной шутки...
|