Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Мойка

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Новая Голландия
Send as PostcardSend as Postcard

За складскими корпусами с набережной Мойки хорошо просматривается круглое кирпичное здание внутри Новой Голландии. Расскажем о нем.
Вскоре после восстания Семеновского полка (1820 г.) и восстания декабристов (1825 г.) в незастроенной, западной части Новой Голландии была отведена территория для постройки военной тюрьмы. Проект архитектора Военного ведомства А. Е. Штауберта был утвержден в апреле 1828 года и реализован в 1829 году. Он предусматривал сооружение трехэтажного, кольцеобразного в плане, здания с внутренним круглым двором.
Штауберт назвал свое сооружение «башней», и это название было распространено в Петербурге. Впрочем, бытовало и другое название этой тюрьмы - «бутылка». Если верить преданию, с этим обстоятельством связано существовавшее выражение «лезть в бутылку», то есть вести себя дерзко, не подчиняться, оказывать сопротивление.
Первый этаж «башни» («бутылки») был занят тюремной охраной, арестантской кухней, пекарней и кладовыми. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 250 заключенных на каждом этаже.
Вблизи тюрьмы, на берегу Мойки, в 1840-х годах был построен сохранившийся до наших дней трехэтажный дом коменданта Новой Голландии. В те же годы был возведен кирпичный корпус на углу, образуемом Адмиралтейским (ныне Круштейна) и Крюковым каналами.
Похожая на крепость, в значительной части своего периметра (со стороны нынешнего Адмиралтейского канала) обнесенная высокой кирпичной стеной, Новая Голландия вошла в историю не только своим участием в создании петровского флота, не только своей архитектурной значительностью, но и своей ролью в развитии отечественной кораблестроительной науки. Этой честью Новая Голландия обязана своеобразной лаборатории - Опытовому бассейну, который действовал здесь под руководством А. Н. Крылова - «адмирала корабельной науки», как в советские годы часто называли этого академика, награжденного тремя высшими орденами, основоположника теории корабля. Он возглавлял исследования, проводившиеся в Опытовом бассейне в 1900-1908 годах.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.