Send as Postcard
на правом берегу Мойки, воздвигнута знаменитая арка Новой Голландии. Это одно из самых впечатляющих, проникнутых величием и романтикой сооружений в городе на Неве. Величавы стоящие попарно по обеим сторонам арки мощные колонны тосканского ордера, составленные из гранитных блоков. Из гранита красного оттенка вырублены базы и капители колонн. Между колоннами строгого рисунка ниши, декорированные гирляндами, высеченными из светло-серого пудостского камня. Из этого же материала (будучи извлеченным из земли, он недолгое время легко поддерживая колоссальный вес гигантских бревен, которые наваливались на нее с обеих сторон кирпичных корпусов, примыкающих к протоку. Выдающийся искусствовед академик И. Э. Грабарь высоко ценил это сооружение. Он писал, что «особенно блестяща композиция главных ворот «Новой Голландии». Эта прекрасная арка - одна из самых вдохновенных архитектурных затей, сохранившихся от старого Петербурга». Арка, отражаясь, словно колышется в тихой воде древней Мойки, и рождается ощущение, что вот-вот послышится скрип уключин и из протока, ведущего в глубь Новой Голландии, дружно наваливаясь на весла, выйдут гребцы на петровской галере... Арка создана в 1770-х годах по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. Надобно вкратце рассказать о Новой Голландии. Издавна считалось, что Петербург стоит на 101 острове. В свое время так и было. Но шли десятилетия, засыпались протоки, соединялись острова, и в наши дни в невской дельте мы насчитываем 44 острова. На двух из них разместился ансамбль, именуемый в Петербурге Новой Голландией. Островок (тогда он не был разделен протоками, делящими его на две части) так был назван при Петре I: в этом микрорайоне Петербурга многое - эллинги, лесные склады, каналы и часто звучавшая иностранная речь - напоминало Петру о знакомой ему Голландии. На Адмиралтейской и Галерной верфях закладывались и строились новые корабли, нужен был лес, лес, лес... Лес тогда хранился преимущественно на плаву, в воде. Бревна набухали, их приходилось долго сушить, готовить к обработке. Нужны были крытые лесные склады, и, кроме того, надо было очистить берега каналов и рек от нагромождения досок и бревен. Для постройки сараев требовалось место вблизи Адмиралтейской и Галерной верфей, около водных протоков - для удобства транспортировки леса и «пожарного страха ради». Островок Новая Голландия этим требованиям соответствовал вполне. На нем в 1732 году при участии архитектора И. К. Коробова началось сооружение складов («сараев»). После смерти Коробова работы возглавил С. И. Чевакинский. В 1765 году он представил Адмиралтейств-коллегий свой проект, который содержал яркую новаторскую мысль: хранить лес не штабелями (не горизонтально - «навалом»), а стоймя - вертикально, с небольшим наклоном к стенке сарая. При прежнем методе укладки бревен плашмя (одно на другое) между ними не было циркуляции воздуха, сырость лежавших сверху бревен передавалась в нижние ряды. Кроме того, при хранении леса навалом трудно было снизу или из середины штабеля достать бревно нужного габарита, тогда как при вертикальном хранении леса не составляло труда отобрать бревна нужной длины. Проект Чевакинского был утвержден. Для доставки леса внутри Новой Голландии вырыли обширный бассейн с двумя протоками - в Мойку и Крюков канал. После сооружения бассейна и этих двух протоков Новая Голландия превратилась в два острова. По проекту Чевакинского были сооружены складские корпуса, рассчитанные на хранение леса для 15 кораблей. Эти строения воздвигались по периметру острова (общая площадь его около 6 гектаров). Учет различных габаритов бревен (которые в складах должны были храниться стоймя) подсказал зодчему различную высоту складских корпусов (это хорошо видно со стороны Мойки), которые поднимаются ритмичными уступами. Над каналом, соединяющим внутренний бассейн с Мойкой, было запроектировано сооружение гигантской арки, которая была призвана выполнять не только декоративные, но и производственные функции - гасить давление на торцевые стены складов опирающихся на них бревен. Проект фасадов складов, как и арки со стороны Мойки, выполнил Валлен-Де-ламот.
|