Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Семенцы
Send as PostcardSend as Postcard

СЕМЕНЦЫ
Ярким примером сочетания отдельных уникальных зданий и фоновой рядовой застройки может служить небольшой район «Семенцы» - уникальный комплекс жилых зданий начала XX в. между Обводным каналом и Загородным проспектом с одной стороны и между Витебским вокзалом и Московским проспектом - с другой. И хотя на Рузовской улице сохранились более ранние постройки, а на Бронницкой появились современные здания, все-таки не они, а именно застройка начала XX в. определяет неповторимый облик района. Основа градостроительного решения - шесть параллельных улиц, пересекающихся Клинским и Малодетскосельским проспектами-бульварами. Углы пересечения улиц закреплены наиболее интересными в пластическо-декоративном отношении постройками, взаимосвязанными между собой силуэтами, груп пами эркеров, фронтонов и т. д. Такими градостроительными доминантами являются дома № 17/2 на углу Рузовской улицы и Клинского проспекта (1910 г., арх. А. Ф. Барановский), ]\|Ь 41/6 на углу Можайской улицы и Малодетскосельского проспекта (1908 г., арх. Н. И. Котович), № 33/9 на углу Верейской улицы и Малодетскосельского проспекта (1914 г., арх. д. А. Крыжановский), № 40/7 на углу Верейской улицы и Малодетскосельского проспекта (1912 г., арх. В. М. Орлов), Общим для этих зданий является разнообразие фактур, облицовочных материалов, наличие башен, завершающих вертикали угловых эркеров (в постройке Орлова - ротонда, а у Котови-ча - эркер, связанный в едином объеме с мансардным этажом). Незаурядное впечатление производят стоящие друг против друга дома Крыжановского и Орлова, оба высокого строительно-художественного уровня. В постройке Крыжановского башня с треугольным фронтоном образует силуэт, хорошо читаемый со стороны Обводного канала. Орлов создает иной образ, но сходными пластическими приемами (треугольные фронтоны, стройные граненые эркеры). Красный кирпич в постройке Крыжановского сопоставляется с гладкими светло оштукатуренными плоскостями стен у Орлова, ротонда и башня контрастируют, но не спорят друг с другом. Модерн и неоклассика уживаются рядом, помогая выявить характерные черты каждого стиля.
Столь же характерен и дом № 17/2 на углу Рузовской улицы и Малодетскосельского проспекта, где все элементы служат тому, чтобы подчеркнуть вертикальность здания (не только эркеры и мансардный этаж, но и сочетания отделочных плоскостей и оконные проемы, объединенные по вертикали фактурной штукатуркой).
И, наконец, три наиболее значительных здания, построенные в 1910-х гг. А. Ф. Бубырем (Подольская ул. - Загородный пр., 64/2), Л. А. Ильиным - напротив (дом № 66/1) и А. А. Захаровым (дом № 17/19 на углу Клинского проспекта и Серпуховской улицы), приобретают уже общегородское значение как выдающиеся композиционные акценты, памятники модерна. Дом Захарова украшен майоликовыми панно.
В застройке этих улиц соседствуют здания различных стилистических характеристик с разнообразными приемами отделки, но взаимосвязанные общим масштабом, ритмикой объемов и плоскостей и тональным единством. Строившие здесь зодчие имели солидный опыт в модерне, и именно от модерна в этих постройках обостренное чувство формы, особенностей материалов. Таков дом № 18 на Можайской улице (1913 г., арх. Н. Д. Каценеленбоген) - одно из лучших произведений так называемой модернизированной неоклассики. Его отличают ордерные элементы (колонны в первом этаже, полуколонны второго-четвертого этажей, симметричная композиция, ризалиты), внимание к пластике, к обработке поверхности, свойственные модерну.
В доме № 9 на Рузовской улице Каценеленбоген дает иное образное решение, но тоже используя уроки модерна,- ионические пилястры пятого-шестого этажей ничем не выделяются из общего серого тона штукатурки, они являются лишь графической деталью и не более важны, чем остальные части фасада. Входы обработаны серой штукатуркой и гранитом, отмечены нишами с вазами. Дворовые фасады получили не менее выразительную характеристику.
Декоративен ордер и в фасаде дома № 19 на той же улице (1908-1909 гг., арх. Б. И. Гиршович), он играет ту же роль, что и оштукатуренные того же тона простенки. Главным для автора было создание определенного ритма больших, почти квадратных и узких окон и сочетания фактурных плоскостей. На улицах района встречаются здания, облицованные отделочным кирпичом, плиткой, гранитными вставками. Приемы их использования разнообразны. В группе домов на Можайской улице (дома № 9, 11), Малодетскосельском проспекте (дома № 25, 30), Рузовской улице (дом № 23) широко применена керамическая плитка. Майолика в доме А. А. Захарова - это своего рода обобщение различных приемов использования керамики. Современный дом № 4-6 на Бронницкой улице, облицованный светлой плиткой, со своими эркерами и большими окнами удачно вписался в старую застройку, внеся в нее свежую ноту.
В начале XX в. мастера модерна показывали примеры удачной надстройки более ранних зданий, умелого вписывания в существующую застройку.
Ряд зданий отмечен преобладанием так называемых «гра-фичных» приемов обработки фасадов. Это свойственно крупному произведению В. Д. Николя - дому № 15/24 на углу Бронницкой улицы и Клинского проспекта (1908 г.) - образцу строгого модерна. Виднейший мастер неоклассики М. С. Ля-левич, известный своими монументальными постройками на центральных улицах, возвел в 1913 г. на Бронницкой улице скромный изящный дом № 26, эффектно воспринимающийся с Дойникова переулка благодаря эркеру и мансардному этажу, создающему живой силуэт.


 

  Любительская фотография Сосновый Бор.