Send as Postcard
Таковы его Екатерининская и Благовещенская церкви в Санкт-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве, церкви в Воронеже, Ельце, Красноярске, Томске и многочисленные гражданские сооружения. Возглавляемое К.А.Тоном направление поддерживалось официальными властями. Но наряду с ним зарождается декоративный (фольклоризирующий) вариант стиля, основой которого стал первообраз русского народного зодчества - бревенчатая изба. Характерный пример - "Никольский домик", павильон для отдыха царской семьи, созданный по проекту А.И.Штакеншнейдера. Второй этап (1860-е - 1890-е гг.) характеризуется более широкой демократической основой, сближением официального и фольклоризирующего направлений и даже выходом последнего на первый план в 1860-е - 1870-е годы. В этот период главный источник для подражания - зодчество XVII века, а также собор Василия Блаженного в Москве, хотя и возведенный в XVI в., но радикально поновленный в следующем столетии. Эту линию пытались продолжить архитекторы, считая, что именно в XVII веке русское зодчество достигло полного своеобразия, и этот процесс был прерван петровскими преобразованиями. Лидирующее положение занимает фольклоризирующее (декоративное) течение, которое возглавляют В.А.Гартман и И.П.Ропет(Петров). Для их сооружений были характерны необычайная красочность, использование народных мотивов вышивки, резьбы по дереву. В 1880-х - 1890-х гг. первенство переходит к официальному течению русского стиля, что было вызвано событиями цареубийства 1 марта 1881 года. Эта разновидность сближается с декоративной, ей были присущи многообъемность и живописность композиций, богатство силуэта и цветовой гаммы, многообразие используемых материалов, что можно было увидеть в работах Н.В.Султанова, В.А.Косякова и Н.Н.Никонова. К позднему развитию русского стиля относится и архитектура Спаса на крови. Собор был построен по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал Парланду. Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма. В основе его композиции - компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает возносящийся на 81 м шатер. Такое композиционное решение напоминает характерные памятники "московского узорочья" - храмы Троицы в Останкине и Троицы в Никитниках, тем более что фасады Спаса на крови сплошным ковром покрывает сложный измельченный декор, аналогичный работам московских и ярославских мастеров XVII века. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти храм Василия Блаженного, хотя у него совершенно другая общая композиция (девять столпообразных храмов на общем подклете).
В западной части собора находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Такая постановка колокольни на продольной оси сближает композицию с трехчастными сооружениями XVII века, решенными "кораблем", только в отличие от них у Спаса нет промежуточного звена - трапезной, и колокольня не разделена с собственно церковью. Завершается колокольня Спаса не шатром, а куполом, что делает ее похожей на столп Ивана Великого в Московском Кремле. Ее ярус "звона", примыкающие шатровые крыльца и граненое основание, декорированное изображениями гербов российских городов, по своим формам ближе более поздним, чем Иван Великий, памятникам Москвы и Ярославля.
|