Send as Postcard
На левом берегу Мойки раскинулось длинное, протяженностью около 250 метров, здание бывшего придворного Конюшенного ведомства. Своими очертаниями обращенный к Мойке корпус повторяет направление реки. Здание конюшен первоначально (1720-1723 гг.) строилось архитектором Н. Ф. Гербелем. В его сооружении главный фасад был обращен к Мойке, в центре высился трехэтажный корпус с барабаном наверху, над ним фигура скачущего коня. К центральному корпусу примыкали два длинных двухэтажных крыла. В 1810 году архитектор Л. Руска несколько переделал здание. В 1817-1823 годах архитектор В. П. Стасов, сохранив стены и фундаменты, перестроил здание в классическом стиле. Главный корпус был повернут Стасовым на Конюшенную площадь. Центральную часть его занимает церковь. Ее фасад украшен барельефами «Несение креста» и «Вход в Иерусалим» (скульптор В. И. Демут-Малиновский). Примечателен строй 22 дорических колонн на фланге здания- со стороны Мойки и Конюшенного переулка. Боковые крылья здания Стасов завершил павильонами в виде кубов. Фасад церкви имел вид лоджии с четырьмя колоннами. Храм был расписан лучшими художниками России. По проекту самого Стасова из резного и золоченого дерева были созданы алтарь и иконостас. Во второй половине XIX века восточное крыло придворных конюшен было перестроено, архитектурные детали фасадов изменены. Вдоль всего здания был протянут тротуар из каменных плит, обнесенных чугунными тумбами. Это здание вошло в историю Февральской революции. Здесь (в той части, которая обращена в сторону канала Грибоедова) в начале 1917 года была расквартирована 4-я рота запасного батальона Павловского полка. 26 февраля ее личный состав перешел на сторону восставшего народа и открыл огонь по отряду конных городовых. Здание бывшего Конюшенного ведомства доминирует в комплексе Конюшенной площади. Здесь в дореволюционные годы помещались Конюшенная контора, квартиры чиновников Конюшенного ведомства, конюшни, сараи для экипажей, седельные и шорные мастерские, склады овса и сена. В церкви бывшего Конюшенного ведомства 1 февраля 1837 года состоялось отпевание А, С. Пушкина. Общеизвестна неприязнь царя и царедворцев к великому поэту России. С 1826 года по личному указанию Николая I за А. С. Пушкиным был установлен строжайший надзор, и с тех пор, как справедливо писал литературовед Б. Л. Мод-.залевский, «голубая громадная фигура жандарма Бенкендорфа становится рядом с поэтом и неотступно, по пятам сопровождает его уже до самой могилы, преследует даже за пределами гроба». Тайный полицейский надзор, установленный за Пушкиным, был снят лишь в 1875 году, то есть спустя почти 40 лет после его смерти. Отпевание поэта вначале было назначено в церкви здания Адмиралтейства, которая временно и условно именовалась Исаакиевским собором. Заметим, что Петр I родился в день, когда по святцам отмечался святой Исаакий. Этот святой был объявлен покровителем Петра, и в честь Исаакия в столице возводились новые и новые храмы. Нынешнее здание Исаакиевского собора еще только строилось, и функции этого храма выполняла церковь в Адмиралтействе. Ведь в извещении о кончине А. С. Пушкина Наталья Николаевна просила «пожаловать к отпеванию тела его в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов пополудни». Но по приказу властей отпевание было перенесено в цер. ковь Спаса Нерукотворного Образа при Конюшенном ведомстве. Причиной такого распоряжения была, по всей вероятности, боязнь массовых демонстраций, всенародного поклонения погибшему поэту. Сохранились свидетельства современников, что власти боялись «...какого-нибудь народного изъявления ненависти к Геккерну или Дантесу, жившим на Невском в доме (на участке, ныне занятом универмагом «Пассаж».- П. К.), мимо которого церемония должна была бы проходить». В те дни либерал Александр Тургенев писал в Париж своему брату - политическому эмигранту Николаю Тургеневу: «Публика ожесточена против Геккерна, и опасаются, что выбьют у него окна». Александра Дурново (племянница декабриста С. Г. Волконского) вспоминала возгласы петербуржцев: «Где этот иностранец, которого мы готовы растерзать?!..». Полицейская мера-приказ об отпевании в Конюшенной церкви - друзьями Пушкина была воспринята как оскорбление памяти поэта. В письме к А. X. Бенкендорфу В. А. Жуковский писал: «Назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли... ночью, с какой-то тайною, всех поразившей... в минуту выноса, на который собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились об умершем». При выносе тела из Адмиралтейства, как свидетельствует П. А. Вяземский, присутствовали начальник штаба корпуса жандармов Дубельт и сопровождавшие его «штаб- и обер-офицеры. По соседним дворам были расставлены пикеты: это выражало предвидение, что в мирной среде друзей покойного может произойти смута». Но, видимо, весть об этом полицейском маневре с тайным переносом гроба Пушкина разнеслась по городу, и петербуржцы утром 1 февраля шли к Конюшенной церкви. Отпевание началось за полчаса до намеченного времени. Александр Тургенев в дневнике своем записал: «Стечение народа, коего не впускали в церковь, по Мойке и на площади». Усопшего отпевал священник Петр, участник Отечественной войны 1812 года (он же исповедовал Пушкина перед кончиной). После отпевания друзья вынесли из церкви гроб, обитый темно-красным бархатом. Впереди шли Жуковский и Крылов. Вяземский рыдал, рухнув у церковных ворот на обнесенные чугунными столбами плиты тротуара. Гроб был снесен в под-вал. Хоррнить Пушкина в Петербурге Николай I не разрешил, он сослался на желание поэта быть похороненным в Святогорье, на родовом кладбище. (Действительно, весной 1836 го-па когда Пушкин ездил в Святые Горы на похороны матери, он купил место и для себя возле материнской могилы.) Днем 2 февраля в столице состоялся военный парад. Войска в центре города заняли район вокруг Зимнего дворца. На Большой Конюшенной улице стояли гвардейские обозы, подступы к Конюшенной церкви были закрыты. Вечером снова отслужили панихиду. Александр Тургенев записал: «Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку». Через сутки, в ночь, Тургеневу предстоял путь с телом Пушкина в Святогорский монастырь. Но и после этих трагических дней Конюшенная церковь служила памяти Пушкина. В 1887 году по инициативе сына поэта А. А. Пушкина здесь шли заупокойные службы в связи с 50-летием со дня смерти. Панихида по Пушкину состоялась здесь и в 1899 году - в столетие со дня его рождения. В 1990 году в этом храме возобновились богослужения.
|