Send as Postcard
жения своей эпохи. Здание отличается насыщенностью декоративного оформления. Даже критики «претенциозного характера декорации фасадов», их «рекламного» характера отмечали удобную планировку, тщательную проработку деталей фасадов и интерьеров, высокий уровень технического выполнения. Применение железобетонных конструкций позволило архитектору создать просторные интерьеры, широкие оконные проемы. Основа главного объема - каркасная система. На восемь пилонов опираются плоские плиты перекрытий (спаренные забетонированные металлические балки) и купольное завершение (образованное сегментными решетчатыми фермами). В первом этаже здания размещались большой торговый зал и подсобные помещения, второй этаж был предназначен для небольшого концертного зала. Над залом располагалось казино. Концертный зал, вмещающий 400 человек, отличался гармоничностью объемно-пространственной композиции, соразмерностью отношений высоты к ширине и длине помещения. Доминирующее значение в его интерьере принадлежало витражам оконных проемов. Занимая по высоте пространство от пола до низа прогонов, насыщенные по цвету, они придавали помещению эмоциональную выразительность, близкую интерьерам раннеготических капелл. Ассоциацию с архитектурными мотивами готики вызывают также вытянутые пропорции колонн, реалистический характер растительного орнамента капителей, расчленение оконных проемов вертикалями переплетов. Внутренняя торцевая стена зала представляла собой портал сцены, тождественный по очертанию арке - витражу напротив. Здание выдержало проверку временем как один из первых многофункциональных комплексов города. В главном фасаде прежде всего обращает внимание широкий арочный проем, за которым находятся залы первого и второго ярусов. К сожалению, утрачен сплошной балкон (над арочным проемом), отделявший мощную нижнюю часть от верхнего этажа, завершенного сложной по силуэту кровлей. Главный элемент фасада - арка-витраж. Это яркий образец сооружения, сочетающего в себе черты рационалистической эклектики и раннего модерна. Барановский использовал гранитную рустовку, металлические витражи и круглую скульптуру (аллегорические изображения Промышленности, Торговли, Искусства и Науки). К 1917 г. дом Елисеева имел уже значительную биографию. Здание, сочетающее несколько функций (торговый дом, банк, казино и театр), было хорошо известно горожанам. С 1904 г. здесь, на втором этаже, размещался театр «Фарс», где шли спектакли (в основном развлекательного характера), проводились спортивные мероприятия. До 1930-х гг. здесь поочередно размещались театры «Фарс», «Гротеск», Малый драматический, Музыкальной комедии, Сатиры; с 1929 г.- Театр сатиры и комедии, который возглавил Н. П. Акимов (позднее Академический театр Комедии). 24 июня 1941 г. в бывшем доме Елисеева появились первые в Ленинграде «Окна ТАСС». В дни блокады здесь работал «Городской театр», созданный из актеров, не захотевших покинуть осажденный город. 18 октября 1942 г. состоялась премьера пьесы К. М. Симонова «Русские люди». В народе театр получил название «блокадного» (в 1944 г. театр перебрался в «Пассаж»).
|