Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Невский проспект

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Дворец Воронцова
Send as PostcardSend as Postcard

Дворец Воронцова-характерный для середины XVIII века образец вельможной городской усадьбы. Главный трехэтажный корпус с четырехугольным в плане внутренним двором поставлен в глубине парадного двора, чтобы городской шум не докучал сиятельным обитателям. Правда, на флангах - два симметрично расположенных двухэтажных флигеля выдвинуты вперед, и фасады их проходят по красной линии.
На главном фасаде дворца привлекают внимание широкий, поднятый на полуэтаж центральный и два боковых ризалита. Эти выступы Растрелли декорировал сдвоенными колоннами, пилястрами, лепными фигурными наличниками окон. Первый этаж центрального ризалита зодчий несколько утяжелил, чтобы создать иллюзию относительной легкости верхних ярусов, увенчанных плоским фронтоном.
В XVIII веке главный корпус дворца был соединен с боковыми флигелями полуциркульными переходами (они не сохранились).
Декоративное оформление помещений дворца, которое было выполнено с пышностью, характерной для стиля барокко, не сохранилось. Но привлекает внимание отделка главного вестибюля (в далеком прошлом он служил проездом во внутренний двор), характерная для творчества Растрелли.
Позади главного корпуса Воронцовского дворца, вплоть До берега Фонтанки, простирался обширный сад.с четко распланированными аллеями, декоративно подстриженными деревьями, с бассейнами, фонтанами, другими садовыми «затеями».
Парадный двор усадьбы отделен от тротуара Садовой улицы прекрасной ажурной оградой, созданной по рисунку Растрелли. Эта решетка принадлежит к числу ранних примеров использования художественного чугунного литья в русском зодчестве.
С графом Воронцовым в добрых отношениях был А. В. Суворов. Полководец часто бывал в этом дворце, любил прогулки по саду позади главного корпуса. Оттуда ему хорошо были видны фейерверки, которыми сопровождались гулянья в Аничковском саду.
Строительство дворца, если верить Воронцову, едва не разорило графа, поставило его на грань банкротства. Его частые сетования на это сыграли свою роль. Царица Елизавета «подкинула» ему 40 тысяч... В «Санкт-Петербургских ведомостях» было напечатано уведомление читателей о том, что «23 ноября 1758 года освящена была церковь в новопостроен-ном доме графа Михаила Ларионовича Воронцова. Ее императорское величество изволило кушать у его сиятельства... а для новоселья вручила ему указ на 40.000 рублей». Но эта субсидия не выручила Воронцова. Теперь он жаловался, что приходится тратить большие средства на частые балы и «машкерады». И в 1763 году Воронцов продал в казну свой дворец, получив за него от Екатерины II 217.600 рублей.
До 1770 года здание пустовало, затем в нем временно поселили брата прусского короля Фридриха II - принца Генриха, который вел с Екатериной II переговоры о разделе Польши. После этого во дворце недолго жили другие высокопоставленные лица.
Пришел к концу XVIII век. Вместо Екатерины II на троне Павел I. В конце XVIII века сложилась невероятная ситуация: православный царь России оказался кавалером католического ордена мальтийских рыцарей. Причем не просто кавалером, а великим магистром католического духовно-рыцарского братства.
Расскажем, как такое произошло.
В пору Крестовых походов (1096-1270 гг.), когда западноевропейские феодалы под прикрытием религиозных лозунгов отправлялись на мусульманский Восток для грабежа и захвата земель, в Иерусалиме возникло братство крестоносцев-рыцарей из европейской знати, которые пришли на Восток «освобождать от мусульман святую землю и гроб господен».
Рыцари горели жаждой во славу святого крестоносца Иоанна Иерусалимского силой оружия покорять мусульман других противников веры Христовой. Перед боем рыцари надевали на себя малиновую бархатную пелерину (накидку) белым шелковым крестом на груди. Белый цвет был символом целомудрия, якобы- присущего кавалерам духовного братства, а четыре конца креста обозначали четыре первоочередные добродетели этих рыцарей: благоразумие, умеренность, мужество, справедливость. Крест этот позже стал называться Мальтийским - в связи с тем, что император Карл V в 1530 году подарил рыцарскому ордену остров Мальта на Средиземном море (раньше этот орден базировался на острове Родос). Мальта стала резиденцией великого магистра (или «гроссмейстера») и сановников ордена. Духовно-рыцарский орден носил полумонашеский характер, не подчинялся какому-либо государству. Великого магистра титуловали: «ваше преимущественное величество»...
Революционная буря во Франции и другие общественные сдвиги побудили высших чипов ордена искать надежный оплот своих позиций среди властителей европейских государств. Павел I охотно оказал моральную и щедрую, материальную помощь Мальтийскому ордену. И после того, как Наполеон Бонапарт, выступив в Египетский поход, в 1798 году занял Мальту, Павел I в Большом тронном зале Зимнего дворца торжественно принял титул великого магистра мальтийских рыцарей. На следующий день поэт Г. Р. Державин преподнес Павлу восторженную оду, прославляющую нового (71-го!) гроссмейстера, и по всей империи был объявлен новый титул царя - теперь уж и «великого магистра» католического ордена. Резиденцию Мальтийского ордена Павел переносит в Петербург. Капитулу ордена Павел подарил бывший дворец графа Воронцова. Над решетчатыми воротами дворца со стороны Садовой улицы укрепили орденский герб (на красном поле белый Мальтийский крест), а на пилонах ворот установили композиции из воинских доспехов. Бывший дворец Воронцова приказано было впредь именовать «Замок мальтийских рыцарей». Там помещались канцелярия, казна ордена, апартаменты для сановников ордена. Павел гордился своим гроссмейстерским титулом, на некоторые торжественные церемонии приезжал в облачении гроссмейстера ордена и в мальтийской короне. Мальтийские кресты, усыпанные бриллиантами, бессчетно раздавались императором его приближенным.
В 1798-1800 годах по приказу императора Павла и по проектам зодчего Джакомо Кваренги на территории дворцовой усадьбы были сооружены два храма: православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей. Мальтийская капелла пристроена к зданию главного корпуса со стороны Фонтанки по оси ансамбля. Это одна из лучших работ Кваренги. Интерьеры капеллы отличаются сочетанием простоты и монументальности, привлекают совершенство^ пропорций, изящной строгостью использованных коринфски* колоннад. Сохранились великолепная роспись интерьера ка. пеллы, скульптурное оформление стен, облицовка их искусе?. венным мрамором. Более скромны интерьеры православной церкви, но и она, украшенная синим и желтым мрамором колонн, тонко прорисованной лепниной на стенах, принадлежит к числу высоких достижений русского классицизма.
После убийства Павла I его сын Александр I отказался принять звание великого магистра Мальтийского ордена, В 1803 году бывший Воронцовский дворец был от Мальтийского ордена отобран в казну, орденские суммы сдали в казначейство, а в 1817 году закончилось пребывание Мальтийского ордена в России. Бывший Воронцовский дворец в 1810 году был отдан Пажескому корпусу. Это самое привилегированное военное училище в истории дореволюционной России было основано в 1759 году. Оно готовило к службе при царском дворе в качестве пажей (первое придворное звание было камер-паж) юношей из родовитых семей. В Пажеский корпус могли поступить лишь те, у кого дед имел генеральский чин (или соответствующее ему гражданское звание) В процессе обучения повзрослевшие воспитанники Пажеско го корпуса несли придворную службу. Основные обязанности пажей состояли в участии во всевозможных придворных празднествах и церемониях. Обязанности эти были несложными: пажи несли шлейфы_ держали накидки и т. п. предметы обихода лиц, принадлежавших к императорской фамилии. Лучшие из пажей (по успеваемости в Пажеском корпусе, а также с учетом происхождения) получали звание камер-пажа и назначались для постоянного дежурства при государ!1 и дамах императорской фамилии. Два специальных класса Пажеского корпуса соответствовали военному училищу, и выпускники его получали офицерские чины.
Звание пажа возникло много веков назад. В период средневековья оно являлось первой ступенью к получению рыцарского звания. Пажами при короле могли быть лишь деп дворян, доказавших свою принадлежность к этому сословию в течение четырех поколений. Они жили и воспитывались на королевский счет, исполняя различные поручения и постоянно находясь при особе короля. Четырнадцати лет при соблю* дении торжественной церемонии пажи посвящались в оруженосцы.
В Древней Руси в княжеской дружине нечто схожее с пажами представляли собой «отроки». Это были младшие члени дружины, и в обязанности их входило прислуживание пр:1
княжеском столе и исполнение различных услуг по княжескому дому- В России после заимствования придворных званий с Запада первые пажи появились в 1711 году. В то время в отличие от западных традиций русские пажи отбирались не из дворянских семей, отбор их носил случайный характер, в большинстве случаев пажами становились дети различных иностранцев, перешедших на русскую службу. По примеру роскоши и великолепия королевского Версаля в России при Екатерине II был создан Пажеский корпус с особым регламентом воспитания и обучения. Учебная программа для своего времени была прогрессивной. Пажи изучали математические и военные науки, философию, мораль, право, историю, географию, генеалогию, геральдику, юриспруденцию, государственный церемониал, русский и иностранные языки, каллиграфию, а также верховую езду, фехтование, танцы.
Реорганизованный Александром I 10 октября 1802 года по типу кадетских корпусов «Пажеский Его императорского Величества корпус» перволачально состоял из трех классов, в каждом из них обучалось до пятидесяти пажей.
Бывший дворец Воронцова не был приспособлен под учебное заведение. Великолепная двойная лестница, декорированная изваяниями и зеркалами, вела на второй этаж, где в пышно оборудованных залах, предназначенных для балов, маскарадов и торжественных приемов, с расписными плафонами, на которых в изобилии парили обнаженные богини, разместились классы и спальни пажей. В 1827 году по проекту архитектора А. Е. Штауберта помещения здания были переделаны и приспособлены для учебных занятий. Отделка интерьеров середины XVIII века была утрачена.
Несмотря на монархический образ мыслей, который насаждали в Пажерком корпусе, среди его воспитанников оказались выдающиеся деятели русского освободительного движения. В их числе - А. Н. Радищев, глава Южного общества Декабристов П. И. Пестель, декабристы В. П. Ивашев и П- Н. Свистунов,
Пажеский корпус в 1850-х годах окончили сыновья ^ С. Пушкина - Александр и Григорий. Среди его выпуск-'иков и А. А. Игнатьев, автор интереснейших мемуаров лет в строю». Граф, дипломат царской службы, он после 7 года сохранил верность Родине, своему народу. Это был 1е единичный факт. Во время Великой Отечественной войны Фщество выпускников Пажеского корпуса в Париже органи-°вало сбор средств в фонд борьбы против гитлеровских ах?атчнков и передало собранные деньги Советскому Государству. Среди выпускников Пажеского корпуса назовем также одного из героев русско-турецкой войны 1877-1878 годов генерал-фельдмаршала И. В. Гурко, историка и директора Публичной библиотеки Н. К- Шильдера.
Хотя у ворот неукоснительно находился дежурный инвалид-сторож, вход на территорию Пажеского корпуса был открыт. А. С. Пушкин в связи с делами по изданию журнала «Современник» часто бывал во флигеле дома № 26, где купец И. П. Лисенков содержал свою книжную лавку. В этом же доме в конце XIX века находился книжный магазин И. А. Ши- ¦ гина, рекламировавший несколько однообразные издания («Очерки истории русской женщины», «Русская проституция» и т. п.). Квартировали тут лица, не имевшие отношения к Пажескому корпусу, в их числе архитектор А. К. Кавос. Тут же в конце XIX и начале XX века размещался «специальный магазин фотографических альбомов и кожаных изделий». Газета «Новое время» восторженно писала, что здесь «самый величайший, разнообразный выбор альбомов для фотографий, портмоне, бюваров, несессеров, портпапирос и прочих кожаных товаров».
После событий 1917 года Пажеский корпус перестал
существовать.
Летом 1918 года это здание оказалось в центре важных событий. Во время восстания левых эсеров в Москве 7 июля левоэсеровская организация Петрограда подготовила и здесь аналогичную акцию.
К лету 1918 года петроградская организация левых эсеров уже не пользовалась существенным влиянием в рабочих массах. Если в декабре 1917 года партия левых эсеров в Петрограде насчитывала до 40 тысяч человек, то к июлю 1918 года - лишь 4500 человек. Их опорной базой было здание бывшего Пажеского корпуса, где размещался штаб боевых левоэсеровских организаций и находилась дружина ЦК ПЛСР. Она насчитывала 600 человек, имела здесь склад гранат, пироксилиновых шашек, пулеметов, бомбометов и несколько орудий. 7 июля в окнах здания были поставлены пулеметы, во двор выкатили пушки. Но здание бывшего Пажеского корпуса оказалось к тому времени в кольце красных войск. Его блокировали 5-й батальон городского гарнизона, латышский полк, интернациональный полк, артподразделение и броневые автомобили.
Красноармейцы предложили левоэсеровской дружине капитулировать. Ответом явился интенсивный ружейно-артиллерийский огонь. Тогда начался обстрел здания. На галерею второго этажа стоящего напротив Гостиного двора по дощатым настилам были подняты пушки, они прямой наводкой вели огонь. Огонь был открыт и орудиями, стоявшими на перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы. Стрельба корректировалась с башни бывшей Городской думы. Бой длился 40 минут и был ожесточенным. Погибли или были ранены многие красноармейцы, а также случайные прохожие. Затем левоэсеровская дружина вывесила белый флаг. К 21 часу 30 минутам операция была завершена.
4 октября 1918 года петроградская «Красная газета» сообщила, что «здание бывшего Пажеского корпуса на Садовой улице со всем инвентарем переходит в ведение Комиссариата внутренних дел». Но дом № 26 оказался в распоряжении военного ведомства. Здесь в 1918 году помещались пулеметные курсы. На их базе в 1920 году открылась 1-я Петроградская пехотная школа командного состава Красной Армии, позже преобразованная в пехотное училище - военно-учебное заведение с 2-3-годичным сроком обучения. В годы Великой Отечественной войны после ухода курсантов на фронт здание занимал военный госпиталь.
21 августа 1943 года было принято правительственное постановление, которое предусматривало создание девяти суворовских военных училищ. С 1955 по 1958 год в доме № 26 размещались два учебных заведения: пехотное училище и суворовское училище, с 1958 года суворовское военное училище полностью заняло здание бывшего Воронцовского дворца.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.