Send as Postcard
Аничков мост через Фонтанку, одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга, Первый мост через Фонтанку по приказу Петра I начали строить в 1713 году, на что из казны выделили 50 рублей. Мост этот стоял в створе нынешней Итальянской улицы. Он получил свое название по фамилии командира адмиралтейского «работного батальона» М. О. Аничкова. Мост обветшал, и в 1726 году на Большой Першпективой дороге (как тогда назывался Невский проспект) построили второй Аничков мост. Его сделали подъемным - для прохождения по Фонтанке судов с мачтами. Тогда же на месте современного дома на набережной Фонтанки (№ 29/66) поставили гауптвахту. Находившаяся в ней стража следила, чтобы в город не входили «подозрительные люди». В царствование Петра II (внука Петра Великого), в 1728 году, столицу перенесли в Москву. «Не хочу ходить по морю, как дедушка!»,- говорил юный Петр II. Лишь в 1732 году Санкт-Петербург вновь стал столицей. Для торжественной встречи новой царицы - Анны Ивановны у Аничкова моста соорудили триумфальные ворота, украшенные 17 статуями, картинами на исторические сюжеты, символикой и приветственными надписями. Около двадцати лет стояло это сооружение, статуи развалились, картины превратились в линялые тряпки, и в 1751 году арку разобрали. К этому времени Аничков мост подвергся частичной реконструкции- в 1742-1749 годах его укрепили на сваях... И, наконец, в 1780-х годах мост радикально перестроили - наподобие сохранившегося моста имени Ломоносова, Строительство было закончено в 1787 году. Аничков мост с четырьмя гранитными башнями являлся чристанищем для «простолюдинов» - рядовых обывателей столицы, которые здесь вели неспешные разговоры, нанимались на поденную работу, лузгали семечки и наблюдали неторопливое прохождение барж по реке. Все оживленнее становилось движение на Невском проспекте (как с 1783 года стала именоваться главная улица столицы), и на проезжей части гранитного Аничкова моста нередко возникали «пробки» из карет и извозчичьих повозок. В 1838 году началось строительство нового Аничкова моста, соответствующего ширине Невского проспекта. Строил его инженер А. Д. Готман. Работы велись почти десять лет. Авторство литых чугунных перил Аничкова моста, в которых скомпонованы изображения русалок и морских коньков, в литературе нередко приписывается А. П. Брюллову. Но они являются копией перил моста через Купферграбен - рукав реки Шпрее в центре Берлина, у начала улицы Унтер-ден-Линден, построенного по проекту Карла Фридриха Шинкеля в 1822-1824 годах. Чугунные решетки берлинского моста выполнены по рисункам К. Ф. Шинкеля. Его, возможно, и следует считать автором важных деталей парапета Аничкова моста. 22 ноября 1841 года на новом Аничковом мосту уже была воздвигнута первая из конных групп П. К- Клодта. На торжестве открытия моста Николай I (его не отличала изысканность выражения своих эмоций), хлопнув по плечу скульптора, заявил громогласно: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»... История этих скульптурных композиций восходит к началу 1830-х годов, когда после сооружения К- А. Тоном гранитной пристани у Академии художеств решено было создать еще два таких же причала на левом берегу Невы, вблизи Зимнего дворца. И тогда Петру Карловичу Клодту поручили вылепить четыре бронзовые фигуры «укротителей коней», чтобы попарно установить их на новых пристанях левого берега Невы. П. К- Клодт, выходец из древнего лифляндского рода, к этому времени уже был известен своими работами. Отец его умер в бедности, и молодой Клодт начал свою карьеру военной службой. Но вскоре его властно увлекло ^искусство ваяния. После окончания артиллерийского училища в 1826 году Клодт вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Работал он неутомимо. Биограф Клодта рассказывает, что «повсюду, где только предоставлялся удобный случай,- в манеже, на улице, в каретной упряжке, в возу, в размахах бега и в спокойном состоянии, он наблюдал различные движения, позы, аллюры и привычки лошадей. Не имея иного учителя, кроме природы, он слушался только этого одного неизменного профессора и строго изучал сперва только голову, потом склад и все части, стараясь передать их с безупречной точностью до последней жилки». Созданные Клодтом (в гипсе) два изваяния «Конь с вод-ничим» были высоко оценены Академией художеств. Этими скульптурами решено было украсить Аничков мост. Клодту поручили отлить в бронзе по два экземпляра каждой из конных групп. Скульптор лично произвел отливку двух изваяний. По приказу Николая I Клодт отлил также в бронзе две копии своих скульптур для отправки в Берлин. Этот подарок Николая I прусскому королю вызвал в Берлине всеобщее восхищение. Статуи установили в немецкой столице на высоких постаментах перед королевским дворцом. Петербургская Академия художеств писала в своем официальном отчете, что статуи Клодта в Берлине «произвели такой всеобщий восторг, какого там никогда не было». Обращено было внимание и на то, что надписи на статуях, отправленных в Берлин, были сделаны Клодтом на русском языке. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV в 1845 году прислал в Санкт-Петербург ответный подарок ¦- изваяния двух Слав. По приказу Николая I их поставили на высоких колоннах у начала Конногвардейского бульвара, в ознаменование боевых заслуг конной гвардии. По обеим сторонам Аничкова моста в то время стояли по две одинаковые группы «Коня с возничим». Но так было недолго. В начале 1840-х годов Николай I в знак благодарности за то, что его жене оказывались в Италии пышные приемы, распорядился снять с одного конца Аничкова моста два бронзовых изваяния и выслать их в дар королю Сицилии Фердинанду II. Так две конные группы Клодта оказались в Неаполе. Там их разместили на площади, параллельно фасаду королевского дворца, где они прекрасно смотрятся «в профиль» и, лучше чем в Берлине, обогащают фасад невысокого и сравнительно скромно оформленного здания. Свидетельством международного признания таланта и мастерства Клодта явилось его избрание в состав Академии художеств Берлина, Рима и Парижа. На опустевшей стороне Аничкова моста временно установили гипсовые, тонированные под бронзу копии конных групп. Одновременно Клодт получил заказ на отливку их в бронзе. Но скульптор не повторил первую пару статуй - он изваял две новые композиции на тему обуздания дикого коня. Так создалась состоящая из четырех групп своеобразная сюита, последовательно запечатлевшая победу человека над дикой силой. В первой группе - вздыбленный дикий конь и поверженный на землю человек; вторая группа - юноша поднялся на колено и сдерживает рвущегося вперед коня. Третья группа - юноша поднялся с колен и уздой осаживает все еще разгоряченного коня Четвертая группа - конь укрощен, он покорился водничему. Замысел-дать последовательные фазы укрощения коня - Клодт акцентировал такими деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони уже подкованы, покрыты попонами. На последней (у дома № 29/66) группе во рту коня удила, он покорен человеком... Клодт остался в памяти людской не только своими великолепными творениями, но и выдающимися душевными качествами. Беспредельно скромный, с натруженными руками ваятеля и мастерового-литейщика, он был известен своей добротой и бескорыстием. Клодт постоянно бедствовал, потому что все свои доходы раздавал неимущим. После смерти Клодта в «имуществе» его с трудом сыскали 50 рублей.,, S8 Одна из скульптурных групп Аничкова моста, В 1941 году, когда фронт приближался к Ленинграду, конные группы были сняты с пьедесталов и бережно закопаны в саду, примыкающем к Аничкову дворцу. Это спасло изваяния. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая фашистская бомба разорвалась на Аничковом мосту. Взрывная волна смела в Фонтанку 30 метров чугунной решетки и тумбы, державшие перила. Осколки бомбы повредили гранитные постаменты, вырвали из них крупные куски камня. Еще во время войны погибшие звенья решетки были заново отлиты и установлены на прежних местах. Незадолго до окончания войны конные изваяния вновь заняли прежние места на пьедесталах. В перспективе Аничкова моста на площади у Московского вокзала сверкает золотая звезда на обелиске, отмечающем подвиг города-героя. Она перекликается с золотой каравеллой на шпиле Адмиралтейства в другом конце проходящего через Аничков мост главного проспекта Санкт-Петербурга!..
|