Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Мойка

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Дом №94 Юсоповский дворец (справа)
Send as PostcardSend as Postcard

дом № 94 по набережной Мойки.
Это желтое здание с белыми колоннами - хранилище ценных художественных сокровищ.
В XVIII веке на этом месте стояло сравнительно небольшое двухэтажное каменное строение, принадлежавшее графу П. И. Шувалову - инициатору крупных военных и экономических реформ во время царствования Елизаветы (1741 - 1761 гг.). Дом этот был расширен и надстроен архитектором К--Б. Валлен-Деламотом. В 1795 году дом перешел в собственность А. В. Браницкой - племянницы князя Г. А. Потемкина. В 1830 году этот частично перестроенный дом за 250 тысяч рублей купил князь Н. Юсупов. И по заданию нового владельца даровитый архитектор А. А. Михайлов 2-й в 1830-1836 годах перестроил здание.
По архитектурно-художественным решениям особо примечательны: пышный двусветный Белоколонный зал, Танцевальный зал, Большая ротонда, Синяя и Красная гостиные. Стены этих помещений были облицованы искусственным мрамором или обтянуты штофом. Своды и потолки расписывали лучшие художники-декораторы того времени. Великолепны двери, декорированные арматурой из золоченой бронзы, и паркеты редких по красоте рисунков, набранные из ценных пород дерева.
В последующие годы дополнялись и обогащались интерьеры дворца. Так, в 1858-1859 годах выдающийся архитектор И. А. Монигетти полностью перестроил парадную лестницу, переделал дворцовый театр (на 180 мест), оформив его барочной золоченой лепкой, оформил жилые комнаты первого этажа.
Тогда же, следуя модным увлечениям, владелец дворца приказал создать Турецкий кабинет и Мавританскую гостиную. Гостиная эта была оформлена особенно роскошно. Здесь установили мраморный фонтан, панели стен покрыли белым мрамором, инкрустированным вставками из темно-красной и черной мастики и золотыми филенками. Верхняя часть стен была расписана арабской вязью по золоченому фону.
Последним владельцем этого дворца был Феликс, князь Юсупов, граф Сумароков-Эльстон.
Тройная фамилия Феликса Юсупова возникла лишь в конце XIX века.
Род Юсуповых был издревле известен. Истоки его восходят к 1563 году, когда в Москву прибыли сыновья родоначальника этого рода Юсуфа - султана Ногайской орды. Изан Грозный пожаловал сыновьям султана богатые села и деревни под Ярославлем.
Первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович подтвердил права потомков Юсуфа на подаренные им земли. При царе Алексее Михайловиче правнук Юсуфа Аб-дул-Мурза отрекся от мусульманской религии и принял христианство, сменив при этом имя свое на Дмитрий. Правда, этот новокрещеный князь проштрафился - в постный день. У себя на обеде он пытался угостить патриарха Иоакима жареным гусем. За нарушение церковных уставов царь приказал наказать Дмитрия батогами, а обширные его имения отобрать в казну. Впрочем, вскоре царь Алексей Михайлович (о нем говорили: «царь тишайший, а время бунтошное...») простил Дмитрия и вернул ему отписанные в казну земли.
Сын Дмитрия - генерал Григорий Юсупов прославился в сражениях, был сподвижником Петра I. Его отмечали и награждали и преемники великого Петра.
Громадное наследство получил сын Григория Борис Юсупов, воспитанный во Франции. Богатство семейства Юсуповых возрастало в каждом поколении. На рубеже XVIII- XIX веков князь Николай Юсупов был щедро награжден Екатериной Великой, затем от Павла I получил в награду звезду Андрея Первозванного, был осыпан милостями и наградами царями Александром I и Николаем I, имел все российские ордена, портрет государя, алмазный шифр, и когда уж, казалось, нечем было еще его награждать - ему была пожалована придуманная для него награда - один жемчужный эполет.
Н. Б. Юсупов был другом Вольтера, частым гостем в Париже у Людовика XVI и его жены Марии Антуанетты, в Берлине был приближен к королю Фридриху Великому.
Двойные фамилии и титулы изредка «высочайшим повелением» давались и в XVIII веке. Например, А. В. Суворов за одержанные победы был награжден титулами графа Рым-никского и князя Италийского. Генерал-фельдмаршалу И. Ф. Паскевичу был дан титул графа, а потом еще и титул князя Варшавского. Двойные родовые титулы с разрешения царя давались в случае пресечения одного из титулованных родов в мужском прямом потомстве. В 1856 году генерал С. П. Сумароков получил титул графа. Он не имел наследников мужского пола. Для того чтобы фамилия и графский род не прекратились после его смерти (в 1875 году), мужу его дочери Ф. Н. Эльстону высочайше было разрешено именоваться графом Сумароковым-Эльстоном. Сын его - гвардейский офицер граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон женился на дочери князя Н. Б. Юсупова, которая после смерти отца (1891 г.) осталась единственной представительницей рода. И Александр III разрешил ее мужу и ей именоваться князьями Юсуповыми графами Сумароковыми-Эльстон (однако с условием: чтобы титул князей Юсуповых переходил только к старшим в роде из его потомков). Заметим, что происхождение фамилии Эльстон неясно. По одной версии она происходит от места рождения, по другой - от французского выражения«е11е c'etonne» («она удивилась») -так говорили о незамужних женщинах, родивших ребенка.Князь Феликс Юсупов граф Сумароков-Эльстон являлся одним из богатейших людей России. Он сам не знал, сколько у него миллионов, предполагал, что по богатству он не уступает царю. В России у Юсупова насчитывалось свыше пятидесяти дворцов, в том числе четыре в Петербурге.
Дворец на набережной Мойки был любимой столичной резиденцией князя. Однажды в Италии ему понравилась мраморная лестница в одном палаццо. Владелец отказался продать ту лестницу Юсупову. И тогда князь, не торгуясь, за баснословную сумму купил все палаццо, но взял из него лишь эту лестницу белого каррарского мрамора (она ведет в Театральный зал).
Во дворце выступали знаменитые гастролеры. Весной 1836 года здесь впервые было исполнено первое действие оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (одну из вокальных партий исполнял сам композитор).
В первой половине XIX века владельцы дворца Юсуповы, как и некоторые другие вельможи Петербурга, имели собственную флотилию богато разукрашенных лодок и шлюпок, в которых разъезжали по водным протокам города. Это было не в диковинку - современники свидетельствовали, что в ту пору на реках и каналах города было «не меньше лодок, чем экипажей на улицах».
Разукрашенные резьбой увеселительные лодки флотилии Юсупова походили на венецианские гондолы: над кормой был балдахин с портьерами из малинового бархата с золоченой бахромой, в середине-места для двенадцати гребцов, на носу - хор песенников. Гребцы были одеты в шитые серебром вишневого цвета куртки, на головых - шляпы с пышными перьями.
В таких живописных костюмах и белоснежных голландских рубашках они казались необычным явлением в Петербурге.
Во время прогулок по воде из этих лодок до берегов доносилось пение или звуки «роговой музыки».
Роговые оркестры не могли быть малочисленными. Каждая труба («рог») издавала только один звук, высота которого определялась длиной рога. Самый длинный рог имел 8 с половиной аршин, а самый короткий - 6 с четвертью вершков. От трубачей-оркестрантов требовалось максимальное внимание, надо было мысленно отсчитывать паузы, после которых надо вступить и издать свой звук, свою ноту, которая вплеталась и занимала точно свое место в громозвучной мелодии рогового оркестра. Звуки роговых оркестров разлетались на 7-8 верст М. В. Ломоносов, живший на берегу Мойки, писал о роговой музыке:
...над невскими брегами Я тешусь по ночам рогами и греблей удалых гребцов.
Продолжим рассказ о дворце Юсупова. Здесь, в полуподвале левой (если смотреть с набережной) части его фасада, Ф. Ф. Юсупов вместе с великим князем Дмитрием Павловичем, при участии монархиста В. М. Пуришкевича, поручика-фронтовика А. С. Сухотина и врача С. С. Лазоверта в декабре 1916 года, стремясь спасти честь трона, убили 42-летнего авантюриста Григория Распутина.
В период первой мировой войны придворная камарилья возымела решающее влияние на государственные дела. Распутин и его окружение назначали и смещали министров, губернаторов и командующих фронтами, оказывали влияние на ход военных операций, на всю государственную политику. Дряхлый 87-летний председатель Совета министров И. Л. Горемыкин был непригоден распутинской клике для установления нового реакционного курса в стране. 20 января 1916 года на пост председателя Совета министров был назначен Б. В. Штюрмер - послушный исполнитель воли Распутина. Начальником канцелярии (то есть управляющим делами Совета министров) стал мошенник и авантюрист И. Ф. Манасе-вич-Мануйлов (кстати, он постоянно сопровождал и охранял Распутина, за что получал от полиции полторы тысячи рублей в месяц).
Можно предположить, что в наши дни Распутина наделили бы титулом экстрасенса. Несомненно, он пользовался почти гипнотическим влиянием на царя и царицу, которые были убеждены, что молитвы Григория спасают жизнь тяжелобольного (неизлечимой гемофилией) наследника престола царевича Алексея. Распоряжения малограмотного Распутина были законом для царской семьи и царедворцев.
Монархические круги пытались спасти самодержавие от краха и с этой целью хотели устранить Распутина. Председатель Совета министров А. Ф. Трепов предложил Распутину взятку в 200 тысяч рублей с условием, что тот прекратит вмешательство в государственные дела. Распутин ответил: «Я должен посоветоваться с одним человечком», а на следующий день после встречи с царем сказал Трепову: «Человечек этот - царь Николай II. Он не велел мне...»
О том, насколько неуязвимым чувствовал себя обнаглевший Распутин, свидетельствует одна из многочисленных его телеграмм в Царское Село, адресованная царской семье. «Миленький папа и мама!-телеграфировал Распутин.- Вот бес то силу берет окаянный. А Дума ему служит; там много люционеров и жидов. А им что? Скорее бы божьего по мазаннека долой. И Гучков господин их прохвост,- клевещет, смуту делает. Запросы. Папа! Дума твоя, что хош, то и делай. Какеи там запросы о Григории. Это шалость бесовская. Прикажи. Не какех запросов не надо. Григорий».
И царь послушно приказывал, запросы в Думе оставались без ответов, специальным циркуляром министр внутренних дел запретил газетам писать о Распутине и даже упоминать о нем.
Неудивительно, что многие высокопоставленные лица видели выход лишь в физическом уничтожении «старца». Покушение на его жизнь готовил даже министр внутренних дел Хвостов (он и сам был ставленником Распутина). Когда ожидался приезд Распутина вместе с царской семьей в Ливадию, на него замыслил фантастическое покушение ялтинский градоначальник черносотенец Думбадзе. Он рассчитывал сбросить Распутина со скалы, находившейся вблизи Ялты, или убить его, инсценировав нападение «разбойников». Все это может показаться несерьезным, но идея убийства Распутина занимала многих людей даже полярных политических взглядов.
В ноябре 1916 года на заседании Государственной думы выступил монархист В. М. Пуришкевич. Он заявил с трибуны на всю Россию: «Распутин в настоящее время опаснее, чем некогда был Лжедмитрий... Господа министры! Если вы истинные патриоты... бросьтесь к ногам царя и просите избавить Россию от Распутина...». И это заявление осталось без внимания царя и царицы. Тогда в монархических кругах возникла мысль об убийстве Распутина. Эту идею одним из первых высказал 28-летний Ф. Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон.
Задача былаа практически сложной - Распутина (кроме Манусевича-Мануйлова) охраняли еще 24 полицейских агента, которые посменно дежурили у дома Распутина (он жил в квартире № 20 дома № 64 по Гороховой улице) или там, где он находился. Заметим, что часть квартиры Распутина окнами была обращена на узкий задний двор, и из противоположных окон охранники вели наблюдение за происходящим в квартире «старца».
Юсупов и Пуришкевич решили использовать страсть любвеобильного Распутина к красивым молодым женщинам. Юсупов пригласил «старца» в свой дворец на Мойке, «чтобы познакомить со своей женой» красавицей Ириной. В ночь на 16 декабря 1916 года Юсупов привез Распутина во дворец на набережной Мойки, провел его в одну из комнат полуподвального этажа. Остальные заговорщики, ожидая развязки, притаились в одном из залов верхнего этажа. Разработанный план был прост: отравить Распутина цианистым калием, а потом отвезти труп на Малую Невку и бросить его
под лед.
В ожидании прихода Ирины (Распутин не знал, что ее не было в Петрограде) Распутин съел несколько пирожных с большой дозой яда, выпил отравленную фруктовую воду и отравленное вино... Юсупов с ужасом смотрел на «гостя», не понимая, почему он не подвластен огромным дозам смертельного яда. Юсупов, как и другие заговорщики, не знал, что в сочетании с сахаром цианистый калий утрачивает свою силу. Отлучившись к затаившимся Пуришкевичу и другим заговорщикам, Юсупов испуганно сказал им, что яд Распутина не берет. Решено было - пристрелить «старца».
Юсупов спустился к Распутину, улучив момент, выстрелил ему в бок. Распутин рухнул на ковер. Сообщники Юсупова сбежали вниз, чтобы обмануть бдительность охранявших Распутина шпиков (они, заговорщики не сомневались, стояли у дворца, ожидая отъезда «старца»), Сухотина нарядили в шубу и бобровую шапку Распутина, и на открытом автомобиле Пуришкевича он выехал из дворца в сторону Гороховой улицы. Он должен был остановить автомобиль у вокзала, пересесть на извозчика, вернуться на Мойку и затем в закрытом автомобиле вывезти труп из юсуповского
дворца.
Но тем временем Распутин очнулся, у него хватило сил выползти во двор (обращенный в сторону Офицерской - ныне улицы Декабристов), Юсупов от страха упал в обморок, но Пуришкевич выбежал во двор и выпустил две пули в затылок Распутину.
Тело Распутина заговорщики бросили под лед, но одна галоша оказалась на льду, у проруби. По ней, спустя несколько дней, труп был найден. Вскрытие показало, что яд и несколько пуль не убили Распутина,- он под воду был сброшен еще живым. Следовательно, формально он утонул. Это обстоятельство помешало царю и царице настоять на том, чтобы Распутина объявили святым,- утопленников по церковным законам нельзя было канонизировать, то есть объявлять святыми.
Убийство Распутина не спасло самодержавия... «В терновом венце революций» грянул 1917 год.
Любопытна судьба Феликса Юсупова. После революции он с семьей эмигрировал во Францию. Он увез с собой из России один миллион долларов и две картины кисти Рембрандта. В первые годы Юсупов не терпел нужды. Но привычка к роскоши привела к тому, что средства иссякли. Юсуповы открыли в Париже ателье мод. Опыта не было, и фирма прогорела. Юсупов решил взяться за перо: написать о главном событии своей жизни - убийстве Распутина. Книга вышла, принесла немалый доход. В это время во французский суд с иском к Юсупову обратилась эмигрантка - дочь Распутина, требуя возмещения «убытков» за убийство отца. Суд отказал в иске. Доходы от книги истаяли. Но Юсупову повезло: Голливуд выпустил фильм об убийстве Распутина - грубую порнографическую фальшивку «из русской жизни». .Главной распутинской фавориткой Голливуд изобразил жену Феликса - Ирину, придав ей образ разнузданной Мессалины. Но скромность княгини Ирины была общеизвестна, и Юсуповы, подав в суд, получили от Голливуда большую сумму за «моральный ущерб» и с тех пор не нуждались в деньгах.
Дворец Юсуповых 22 февраля 1919 года декретом, подписанным народным комиссаром просвещения А. В. Луначарским, как выдающийся памятник истории и культуры был взят под охрану государства. До 1925 года дворец использовался как музей, здесь демонстрировались сокровища живописи, скульптуры, прикладного искусства, ранее принадлежавшие Юсуповым. В нескольких помещениях дворца в 1920-х годах размещался Дом печати - клуб журналистов Петрограда, отсюда он переехал в дом № 7 по набережной Фонтанки.
В 1926 году в бывшем Юсуповском дворце открылся Центральный дом работников просвещения (Дом учителя), впоследствии переименеванный во Дворец культуры работников просвещения. Во время войны здесь был военный госпиталь.
Дворец сильно пострадал от фашистских бомб и снарядов. Уже в 1943 году были приняты меры для спасения пострадавших интерьеров. В первом же послевоенном году во дворце развернулись реставрационные работы. В 1949 году из стены Белокаменного зала был извлечен неразорвавшийся снаряд, была снята многолетняя угроза зданию. Вплоть до конца 1970-х годов продолжалась реставрация интерьеров дворца. В наши дни в его стенах ведется большая культурно-просветительная работа.
Пожалуй, уместно рассказать о факте более чем полувековой давности.
В 1933 году выявилась необходимость капитального ремонта бывшего Юсуповского дворца. Но у Областного комитета профсоюза работников просвещения не было на это средств. И тогда начальник ленинградского управления «Интурист» тов. Грач заявил, что может принять расходы по ремонту дворца на счет «Интуриста», но с условием, чтобы полуподвальное помещение было приведено точно в такой вид, какой оно имело в 1916 году, когда там убили Распутина.
«Иностранные туристы,- заявил Грач,- страшно интересуются «старцем» и за осмотр княжеского полуподвала готовы выложить иностранную валюту, столь необходимую в данный момент нашей стране».
Поскольку этот вопрос имел не только коммерческий, но частично и политический характер, его надо было решать на высоком уровне. И Грачу напомнили, что два года назад «Интурист» протестовал против издания произведения С. Я. Маршака «Мистер Твистер», потому что оно якобы могло отпугнуть иностранных туристов от вояжей в СССР. Но, узнав об этом, С. М. Киров лично распорядился об издании «Мистера Твистера», и, вопреки беспокойству «Интуриста», это сочинение не снизило притока туристов.
Дело о полуподвале бывшего Юсуповского дворца в конце концов решил С. М. Киров. Он сказал: «Вопрос ясен. Валюта нужна, и следует принять предложение "Интуриста"».
Ассигнования «Интуриста» позволили провести во дворце необходимый капитальный ремонт.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.