Send as Postcard
На углу переулка Гривцова и набережной Мойки высится Дом No 64, он построен в 1880-1881 годах по проекту архитектора А. Р. Геншвенда и представляет собой образец архитектуры периода господства эклектики в петербургском зодчестве. XVIII веке на месте этого дома помещался немецкий клуб. Он был основан с благотворительной целью - живший здесь богатый немец по фамилии Шустер разорился_ и его земляки решили в его квартире устроить клуб, а Шустера сделать распорядителем этого клуба по хозяйственной части с тем «чтобы дать ему через это способ к существованию»' В 1772 году был принят устав этого заведения, назван-' ного Шустер-клубом. Старинный справочник свидетельствует что название это стало нарицательным «для всякого клуба с мещанским уклоном». Шустер-клуб существовал на членские взносы (в первый год - 25 рублей, в последующие-16 руб. лей). Здесь устраивались танцевальные и музыкальные вече. ра, велась карточная, шахматная и бильярдная игра. Число членов клуба со временем достигло 700 человек. По соседству с Шустер-клубом в 1793 году был открыт первый в Петербурге общественный увеселительный сад, уч. рожденный поддиректором императорских театров бароном Ванжурой. Здесь еженедельно, по средам и воскресеньям, устраивались праздники, балы, танцевальные вечера и маскарады с платой по рублю с персоны. Увеселения начинались в 8 часов вечера, посетители могли приходить в масках и без них. В зале, предназначенном для танцев, играли два оркестра (роговой и бальный). На открытой сцене давали пантомимы. Иногда здесь шли большие представления, например «Капитана Кука сошествие на остров с сражением, поставленным фейхтмейстером Мире» или «Новый год индейцев». При таких представлениях входные билеты стоили вдвое дороже. Тут сжигали фейерверки, показывали свое искусство, как гласила афиша того времени, и путешествующие актеры, и мастера разных физических, механических и других искусств, «музыканты умелые на органах и лютне», искусники разных телодвижений, прыгуны, сильные люди, великаны, мастера верховой езды, люди со львами и другими редкими зверями, искусными лошадыли, художники искусственных потешных огней. Это увеселительное заведение просуществовало недол-го, хотя его артисты, по свидетельству современников, имели вначале большой успех. Стоявший здесь двухэтажный дом Демидовых был фасадом обращен в сторону Мойки. Сохранились не вполне ясные свидетельства, что его строили С. И. Чевакинский или А. Ф. Кокоринов (женатый на дочери Г. А. Демидова). С 1830 года в этом доме разместился фешенебельный существовавший с 1770 года Английский клуб («Английское собрание»). Он переехал сюда из дома на набережной Мойки, чт0 у Красного моста. В пушкинское время в нем насчитывалось коло четырехсот членов - петербургских «нобилей». Вступительный взнос составлял 100 рублей серебром. В 1832 году членом этого клуба стал А. С. Пушкин. В «Пиковой даме» дан штрих, бегло характеризующий клубную атмосферу. Когда Германн и его спутники пришли в клуб (а речь, несомненно, ведется об Английском- клубе у Синего моста - именно там обычно шла игра), они прошли ряд великолепных комнат, заполненных учтивыми официантами, мимо нескольких генералов и тайных советников, игравших в вист, мимо молодых людей, сидевших на штофных диванах... В 1862 году в одноэтажном флигеле барского дома Демидовых, стоявшем на месте нынешнего углового дома № 64, открылась Консерватория, названная тогда «Музыкальным училищем». В качестве директора ее возглавил пианист и композитор А. Г. Рубинштейн. Вначале в число учеников Консерватории было зачислено 77 девушек и 102 юноши (в их числе П. И. Чайковский). Здесь Консерватория работала менее десяти лет. Отсюда она переместилась в дом у Пяти углов на Загородном проспекте, затем - на ¦ Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси). С 1896 года Консерватория работает в нынешнем своем здании на Театральной площади. В 1870 году усадьбу Демидовых приобрел купец I гильдии К. Б. Корлус и владел ею до 1917 года. Выстроенный на месте флигелей и парадного двора пятиэтажный дом (№ 64 по набережной Мойки) заслонил фасад старинного демидовского дома. Мемориальная доска на фасаде свидетельствует, что здесь в 1912-1918 годах жил основатель оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев. Этот талантливый музыкант всю жизнь посвятил пропаганде русского музыкально-инструментального народного искусства. В XIX веке балалайка, домра и другие народные инструменты в музыкальных кругах третировались как «мужицкие». Овладев в юности игрой на них, Василий Андреев понял, что они таят в себе глубокие музыкальные возможности. Он не только сам выступал, виртуозно исполняя на балалайке сложнейшие классические произведения, но и организовал оркестр народных инструментов. Участники андреевского оркестра народных инструментов первыми из музыкантов стали давать фронтовые концерты. В 1918 году Первый народный великорусский оркестр отправился с концертами на фронты гражданской войны. В. В. Анд-Реев на фронте заболел, его привезли из Перми в Петроград, в этот дом на берегу Мойки. Дни его были сочтены. Незадолго до кончины В. В. Андреев говорил: «Я вполне удовлетворен результатами своего многолетнего труда.,. Я работал для русского народа, от него взял забытые простые инструменты и ему вернул вот в таком красивом виде...». Упомянем, что в этом доме № 64 в годы перед первой мировой войной помещался торговый дом «Зина» - крупнейший в городе магазин «детских нарядов». Рядом стоит дом № 66, обращенный одним фасадом в переулок, ныне носящий имя Н. Г. Антоненко, сподвижника лейтенанта П. П. Шмидта, активного участника восстания на крейсере «Очаков» в ноябре 1905 года. В этом угловом доме (№ 2 по переулку Антоненко) раз. мешался департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Сюда на должность мелкого чиновника в конце 1829 года поступил Н. В. Гоголь. Он вел тут канцелярскую работу, которую называл «глупой и бестолковой», она не имела ничего общего с мечтами Гоголя о служении человечеству. В начале 1830 года он подал прошение об увольнении. В XIX веке во дворе помещался «Русский татерсаль», то есть манеж с конюшнями, куда можно было ставить лошадей и где давались уроки верховой езды. Именно здесь содержался вороной жеребец Варвар, а также хранились дрожки и кучерская одежда, которую надевал на себя один из деятелей народнического подполья Адриан Михайлов при выполнении боевых заданий организации «Земля и воля». Формально Варвар принадлежал доктору О. Э. Веймару (мы упоминали его в связи с покушением на Александра II у Певческого моста). Этот врач, богатый домовладелец, владелец больницы, награжденный многими орденами за участие в боях в русско-турецкой войне 1877-1878 годов (куда он пошел добровольцем), пользовался почетом и успехом в Петербурге. Арест Веймара и обвинение его в причастности к террористическим актам как громовой удар поразили петербургское общество. Оресту Веймару ставились в вину приобретение Варвара для устройства побегов арестованных, приобретение револьвера, из которого Александр Соловьев стрелял в Александра И, и наконец денежная поддержка и тесная связь с революционным подпольем. Доктор Веймар погиб на Карийской каторге, а знаменитый Варвар к этому времени неисповедимыми путями перешел в ведение петербургской полиции и стал возить самого господина помощника обер-полицмейстера. В октябре 1927 года здесь открылся клуб шести швейных предприятий города. Во время Великой Отечественной войны в нем находился госпиталь. Ныне здесь находится Дом культуры. Здание ранее было трехэтажным, а в 1957 году надстроено четвертым этажом.
|