Send as Postcard
Примечателен дом № 83, ныне занятый Петербургской организацией Союза художников. Здание было возведено в середине XVIII века, перестроено в 1830-1840 годах (архитекторы В. И. Беретти и М. А. Овсянников), а затем и в 1877-1878 годах (архитектор М. Е. Месмахер). Здесь в середине XVIII века проживал И. П. Елагин, екатерининский вельможа, вице-президент дворцовой канцелярии. В 1760-х годах секретарем его служил Д. И. Фонвизин. Загородная усадьба Елагина находилась на острове, получившем его имя. В доме Елагина на Мойке останавливался заезжий таинственный авантюрист, именовавший себя «графом Калиостро". После смерти Елагина казна откупила у его наследницы Анны Морелли этот дом на Мойке и примыкающий к нему.
В доме № 85(слева) размещено Управление пожарной охраны Петербурга и Ленинградской области. Пожарная команда в Петербурге была учреждена 24 июня 1803 года, она вначале насчитывала 825 человек. В нее зачислялись солдаты, непригодные к несению строевой службы, а с 1873 года комплектование велось в порядке вольного найма. К 1917 году в Петрограде насчитывалось 20 пожарных частей, они находились в помещениях полицейских частей. Над ними вздымались каланчи, не все они были достаточно высокими (как, например, на углу Садовой и Большой Подьяческой улиц), но при тогдашней малоэтажной застройке и такие каланчи годились. В дореволюционное время городская пожарная команда считалась одним из подразделений столичной полиции, но финансировала ее Городская дума. Помимо основной работы, пожарные выполняли разнообразные обязанности, вплоть до ловли бродячих собак на улицах. Весьма несовершенным было техническое оснащение петербургской пожарной команды. В то время как пожарные команды Парижа, Берлина и Лондона полностью перешли на автомобильную тягу, весь обоз петербургской команды оставался еще на конном ходу. Лишь в 1914 году в Петербурге появился первый пожарный автомобиль. Он и остался единственным до 1917 года. Число пожаров и убытки от них в Петербурге возрастали с каждым годом. Так, в 1874 году в городе было 402 повара, в 1900-м-1053, в 1913-м-1586, в 1915-м -1685. 18 апреля 1918 года Советское правительство издало Декрет об организации противопожарного дела. Этот декрет лег в основу организации советской пожарной охраны. В 1918 году началось техническое переоснащение пожарной службы в Петрограде. Сначала дело ограничивалось ремонтом и приспособлением для противопожарных целей старых автомобилей иностранных марок. В то же время -правительство, несмотря на трудное экономическое положение страны, выделило валюту для закупки за границей новейшей пожарной техники, в том числе выдвижных автомеханических лестниц. С конца 1920-х годов Ленинградская пожарная команда начала получать отечественные пожарные автомобили. К началу 1940-х годов городская пожарная команда по своему техническому оснащению, профессиональной подготовке являлась одной из сильнейших в стране. Это дало ей возможность с честью выдержать труднейшие испытания в годы Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны, когда гитлеровцы вплотную подошли к Ленинграду, пожарные создали стрелковую дивизию для защиты города с оружием в руках. Один из отрядов пожарной охраны самостоятельно отбил попытку гитлеровцев высадить десант в тылу позиций наших войск в районе Угольной гавани. В первую блокадную зиму ленинградские пожарные трудились героически: не было воды, бензина для автомашин. И все же борьба с огнем велась успешно. Были обезврежены 98 процентов зажигательных бомб, сброшенных вражескими-самолетами на город в сентябре-декабре 1941 года. В 1942 году 96 процентов пожаров было потушено в начальной стадии, лишь около 4 процентов причинили серьезный ущерб. За образцовую организацию противопожарной обороны города, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при тушении пожаров, Ленинградская пожарная команда 10 июля 1942 года первой в стране была награждена орденом Ленина.
|