Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Мойка

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Дом № 61
Send as PostcardSend as Postcard

Дом № 61, построенный в 1850-х годах архитекторами Р. А. Желязевичем и Н. П. Гребенкой, в XIX веке сменил несколько владельцев. В апреле 1860 года здесь состоялся необычный любительский спектакль. В огромном зале дома (принадлежавшего тогда богачке М. Ф. Руадзе) ставилась комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Сбор шел в кассу Литературного фонда.
Известный издатель Л. Ф. Пантелеев (тогда он был студентом) писал, что «если бы зала Руадзе была вдвое больше то и тогда она не вместила бы всех желающих». А зал вмешал более тысячи человек!..
В Хлестакове зрители узнали поэта Вейнберга, который печатал свои стихи под псевдонимом «Гейне из Тамбова». Он был инициатором спектакля. Внешне сухой и угрюмый Достоевский великолепно сыграл роль почтмейстера. Публика не ожидала от него такого перевоплощения, долго аплодировала. Но самый невообразимый хохот разразился в зале, когда к Хлестакову явились купцы. В сапогах, в косоворотках на сцену вышли... Тургенев, Некрасов, Григорович, Курочкин, Майков, Панаев, Краевский... «Один вид Тургенева в пенсне на носу и головою сахара в руках, в длиннополом сюртуке,- чего стоил!»,- писал в заметке о спектакле «Гейне из Тамбова».
В конце минувшего века этот театральный зал сменил владельца и стал в Петербурге известен как «зал дома Кононова», где устраивались концерты, гастролировали местные и приезжие знаменитости. В частности, в 1877 году здесь выступал Ференц Лист, он дирижировал оркестром, впервые исполнившим его новые сочинения. (Как ни странно, петербургская пресса весьма сухо оценила выступления знаменитого композитора.)
В начале XX века большинство помещений дома № 61 было занято под номера отеля «Регина», а в Большом зале под руководством Л. Б. Яворской начал работать Новый театр. На его сцене выступали не только актеры труппы Яворской, но и гастролеры.
В конце января 1906 года по городу были расклеены афиши, извещавшие о спектакле по известной пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» в исполнении писателей, «имеющем быть в Новом театре на Мойке, 61, в зале Кононова, о февраля 1906 года». Многие петербуржцы еще хранили память о спектакле литераторов в этом же зале почти пятьдесят лет назад. Предполагали, что и теперь писателей - самодеятельных (как мы бы сейчас сказали) актеров ожидает бУРный успех. Уже за несколько дней до 8 февраля все би-Леты были проданы, а в день спектакля толпа «шумела и °милась во все двери» театра, хотя имена выступавших писателей (Е. Чириков, О. Дымов, К. Баранцевич, В. Тихонов Другие) были не столь известны, как имена писателей, выславших в «Ревизоре». Правда, в числе участников был А- И. Куприн.
Жена Куприна Мария Карловна писала об этом спекта ле: «Александр Иванович играл повара. Он лежал на печк" и кряхтел, время от времени поворачиваясь с боку на бок» А потом «...Куприну надоело лежать спокойно - он свесил печки ноги, обутые в штиблеты, и как бы про себя произнес-«Покурить бы». Затем вынул из кармана серебряный, с мод ной тогда золотой монограммой портсигар и начал прикурн вать. Зал загрохотал...» «Спектакль окончился в два часа ночи. Настроение у публики и артистов было самое веселое» Рецензия в журнале «Театр и искусство» (№ 7 за 1906 год) была сдержанной: «Спектакль был не настолько хорош и не настолько плох, чтобы быть интересным... В одном месте хотелось зааплодировать А. И. Куприну, произнесшему мастерски несколько фраз повара... Сбор был, разумеется, большой». По свидетельству М. К. Куприной, он был отчислен в пользу революционных организаций.
После этого «зал Кононова» вошел в творческую биографию А. А. Блока. В 1907 году известный театрал барон Н. Дризен и режиссер Н. Евреинов, увлеченные поисками новых театральных форм, решили создать Старинный театр и наполнить его репертуар тематикой Средневековья. Они арендовали «зал Кононова» и вдохновенно пытались решить задачу: перенести зрителей в прошлое - превратить зал Кононова в машину времени из романа Г. Уэллса. На протяжении нескольких вечеров зрителям предстояло последовательно увидеть сцены XI, XIII веков и позднего Средневековья. Денег на постановку не жалели, Музыканты разучивали партии на старинных инструментах, актеры изучали культуру Средневековья, художественным оформлением спектаклей занимались такие выдающиеся мастера живописи и графики, как Н. Рерих, И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, и другие знатоки старинной материальной культуры.
Для Старинного театра Блок перевел драму поэта раннего Средневековья Рютбефа «Действо о Теофиле». Она была поставлена 7 ноября 1907 года. Фанфары возвестили об открытии нового театра, взмыл вверх занавес, расписанный Александром Бенуа, перед зрителями предстала обширная сцена, она вмещала толпу в 120 человек, одетых в костюмы давно минувших веков. Эта толпа актеров изображала зрителей, смотрящих драму, поставленную священнослужителями на церковной паперти. Этот спектакль («баронская фантазия», по выражению актеров) успеха не имел, и Старинный театр закрылся весной 1908 года.
В наши дни в этом здании находится С.-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича. Он является одним из высших учебных заведений, готовящих специалистов в области радио-электросвязи и радиоэлектроники.
За институтом проходит Кирпичный переулок. Назван он так потому, что у выхода переулка к Мойке в XVIII веке была оборудована пристань для разгрузки прибывавших сюда барж с кирпичом.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.