Send as Postcard
На углу Невского проспекта и набережной (дом № 46) высится светло-розовое трехэтажное здание дворца А. С. Строганова, построенное великим зодчим Б.-Ф. Растрелли в 1752- 1754 годах. Этот дворец - одно из лучших творений Растрелли. Его отличают такие характерные черты барокко, как пышность и разнообразие скульптурного декора, оригинальная расстановка колонн, «разорванные» фронтоны, рельефные карнизы... Наиболее эффектен фасад, обращенный на Невский проспект, особенно его центральный ризалит, украшенный спаренными колоннами на рустованных постаментах, поднятых до второго этажа. Великолепны кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Центр обращенного на Мойку фасада выделен четырехколонным портиком из трехчетвертных колонн под фронтоном. Примечательны сохранившиеся (более позднего периода) резные ворота с львиными масками и декоративные чугунные тумбы у ворот. В XVIII веке такие тумбы, соединенные Цепями, отгораживали тротуар от проезжей части проспекта. В центре здания, над воротами, на фронтоне помещен родовой герб графов Строгановых. На гербе - два соболя, стоящие на задних лапах, а передними держащие щит, разделенный на две части волнистой перевязью с тремя остриями копий. На щите изображены символы Сибири, к присоединению которой к России были причастны предки Строгановых. Любуясь этим шедевром Растрелли, следует иметь в виду, что архитектурный облик дворца Строгановых за истекшие столетия несколько изменился в результате того, что высота оконных проемов первого этажа уменьшилась на одну треть. Это произошло вследствие подъема уровня тротуаров Невского проспекта и сооружения каменной набережной реки Мойки. Первый владелец дворца С. Г. Строганов блистал при дворе Елизаветы. Он был богат и знатен. Основателем рода Строгановых являлся Спиридон Строганов, богатый гражданин Господина Великого Новгорода. Внук его помог великому князю Московскому Василию Темному около 1445 года за выкуп освободиться из татарского плена. К середине XVI века купцы Строгановы владели обширными землями в районе Урала. Семен Строганов в царствование Ивана Грозного, в 1578 году, призвал с Волги Ермака Тимофеевича с его казацкой дружиной и снарядил его для похода против хана Кучума, на присоединение Сибири к России. Григорий Строганов своими капиталами помог Петру I в ведении Северной войны со Швецией, построил и передал русскому флоту два фрегата с полным вооружением. Фамильная слава укрепляла положение в придворном свете генерал-лейтенанта Сергея Строганова, который выстроил свой дворец почти рядом с Зимним дворцом царицы Елизаветы, стоявшим на Невской першпективе, на берегу Мойки, напротив дворца Строганова. Вскоре после возведения дворца С. Г. Строганов умер и новым владельцем стал его сын Александр. Высокообразованный меценат, он пользовался расположением четырех монархов (Елизаветы, Екатерины II, Павла I и Александра I), был президентом Академии художеств. Щедрость блистательного А. С. Строганова была общеизвестна в Петербурге, и Екатерина II, представляя его императору Австрии, заметила: «Вот человек, который целый век хлопочет, чтобы разориться, но не может». Гуманность и либерализм Александра Строганова проявились и в том, что он как президент Академии художеств установил порядок приема в это учебное заведение не только дворян, но и одаренных крепостных людей. У Строганова часто бывали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, Д. С. Бортнянский и другие видные деятели русской культуры. Для своего времени была оригинальна планировка дворца. В середине XVIII века дворцовые усадьбы строились так, что главное здание размещалось в глубине парадного двора, который обычно отделялся от улицы декоративной оградой. В отличие от такой, традиционной для середины XVIII века планировки, дворец Строганова своим главным фасадом стоит на «красной линии» Невского проспекта (как и фасад по набережной Мойки). Правда, вначале вход во дворец был со двора, с крыльца, которое находится справа при въезде в ворота. В этом дворце жил и воспитывался в юности выходец из крепостных зодчий А. Н. Воронихин. В 1790-х годах он перестроил внутренние помещения дворца своего покровителя. Сохранив оформление растреллиевских фасадов и обращенный на Мойку большой зал, Воронихин произвел частичную перепланировку, сделал главный вход со стороны Невского проспекта, создал новый вестибюль и изменил оформление большинства парадных залов. Во дворце А. С. Строганова были собраны огромные художественные коллекции - его великолепное собрание живописных полотен, среди которых были работы Рафаэля, Пуссена, Клода Лоррена, а также картины Андрея Матвеева (1701 -1739 гг.), одного из родоначальников русской портретной живописи, а также собрания скульптур, эстампов, Ценных минералов. Эти коллекции были открыты для осмотра посетителями ежедневно с одиннадцати часов утра (конечно, для входа требовалось разрешение графа или кого-либо из его самых старших слуг). Полюбоваться художественными сокровищами Строгановского дворца разрешалось либо лицам, лично известным графу, либо имевшим к нему рекомендательные письма. Граф Строганов - в 1800-1811 годах президент Академии художеств - был председателем Комиссии по постройке Казанского собора, возведенного по проекту А. Н. Ворони-хина. В день освящения храма, 15 сентября 1811 года, Строганов дал последний бал в своем дворце и спустя несколько дней умер после непродолжительной болезни. Дворец Строганова находился в самой оживленной части Невского проспекта. Вспомним, как восторженно писал Н. В. Гоголь: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем ни блестит эта улица-красавица нашей столицы!.. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно... Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!.. С самого раннего утра... Невский пуст... до двенадцати часов... он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем... В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций со своими питомцами в батистовых воротничках... От двух до трех часов пополудни... происходит главная выставка всех лучших произведений человека... В три часа - новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах... С четырех часов Невский проспект пуст...» Это описание как бы продолжает А. П. Башуцкий, современник Гоголя, автор ставшей широко известной (изданной в типографии А. Плюшара - Невский проспект, дом № 15) «Панорамы Санктпетербурга»- путеводителя по столице: «Гулянье хорошей публики продолжается до четвертого часа; тогда появляются новые лица. Люди в широких сюртуках, плащах, кафтанах, с седыми, черными, рыжими усами и бородами или вовсе без оных; в красивых парных колясочках или на дрожках, запряженных большими, толстыми, рысистыми лошадьми, едут из разных улиц к одному пункту. На задумчивых их лицах кажется начертано слово: расчет; под нахмуренными бровями и в морщинах лба гнездится спекуляция; из проницательных быстрых глаз выглядывает кредит; по этим признакам вы узнаете купцов...». Очевидно, Башуцкий усмотрел в облике современного ему чопорного Невского проспекта новые явления - черты прораставшего капиталистического уклада.
|