Send as Postcard
Здесь, над Мойкой, повис бывший Зеленый, бывший Полицейский, а ныне Народный мост. Современное свое название мост получил ровно через двести лет после того, как на этом месте в 1717 году был сооружен деревянный подъемный мост, который в том же XVIII веке не раз перестраивался. Одно из первых названий - Полицейский - мост получил, надо полагать, потому, что вблизи находилась полицмейстерская канцелярия. В конце XVIII века, во время строительства гранитных набережных Мойки, мост этот был радикально переделан, он стал трехпролетным, на каменных опорах. В таком виде мост простоял недолго - до 1806 года, когда он вновь стал однопролетным, как и другие мосты на Мойке подобного типа. Арочное пролетное строение моста состоит из опрокинутых вверх дном чугунных коробок, которые скреплены меж собой болтами. Движение на Невском проспекте возрастало, и в 1842 году мост был расширен: тротуары устроили на консолях. Одновременно тяжелые гранитные обелиски, украшенные золочеными шарами, были заменены сравнительно легкими чугунными фонарными столбами. В связи со строительством в городе сначала конно-железной дороги, а затем трамвайных линий в 1904-1907 годах мост был существенно расширен. По проекту выдающегося архитектора Л. А. Ильина фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные чугунные столбы были заменены железными канделябрами с позолотой, к ним были подвешены шестигранные стеклянные фонари. Около этого моста в далеком прошлом находилась одна из первых электростанций Петербурга. В октябре 1883 года на деревянной барже, пришвартованной к левой набережной Мойки в 30 метрах ниже Полицейского моста, начался монтаж электростанции, которая предназначалась в основном для освещения Невского проспекта. Станция состояла из паровых локомотивов и динамо-машин общей мощностью 35 киловатт. Установка электростанции на барже была удобна из-за хорошего водоснабжения, не требовалось покупки дорогого участка земли, и была почти не ограничена возможность передвижки станции. Освещение Невского проспекта было предпринято фирмой «Русские заводы Сименс и Гальске». Владелец фирмы К. Ф. Сименс скупил всю электрическую сеть и фонари, установленные в 1882-1883 годах компанией «Электротехник». В работах по подготовке электрического освещения главном улицы столицы принимал участие А. С. Попов - будущий изобретатель радио. 30 декабря 1883 года в 4 часа дня электростанция заработала и осветила Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. А в 1884 году электрические огни зажглись на всем протяжении Невского проспекта и Большой Морской улицы. Дело ширилось, в 1886 году было учреждено «Акционерное общество электрического освещения». Вторая электростанция была построена во дворе дома № 27 по Невскому проспекту, третья - у берега Фонтанки, выше Аничкова моста, четвертая - около цирка. А первая электростанция на Мойке действовала исправно вплоть до конца девятнадцатого века.
|