Send as Postcard
Здесь, на углу Невского проспекта, в петровское время была окраина Морской слободы. В 1705 году на участке, ныне ограниченном Невским проспектом, Мойкой и Большой Морской улицей, был возведен жилой дом строителя Адмиралтейства, вице-президента Адмиралтейской коллегии адмирала К- И. Крюйса. Фасады дома были обращены на Мойку и в сторону дороги, на месте которой спустя многие десятилетия по проекту К. И. Росси по Пулковскому меридиану пролегла северная часть современной Большой Морской улицы. Мойка тогда была престижнее дороги, шедшей от Адмиралтейства через рынки и вдоль изб Морской слободы - впоследствии Невского проспекта. На эту дорогу были обращены огороды и всякие непотребные места, а на Мойку глядел парадный фасад дома адмирала Крюйса. Углы Дома Крюйса были двухэтажными, а средняя часть - одноэтажной. В середине XVIII века здесь поместился Пажеский корпус. вернее - классы, которые позже, в 1802 году, были реорганизованы в корпус и в дальнейшем переведены во дворец графа Воронцова на Садовой улице. Размещение паж " в бывшем доме Крюйса было очень удобно, так как они об заны были находиться «при высочайшем столе» - в деревянном Зимнем дворце, который стоял напротив бывшего дом Крюйса, занимал участок нынешнего кинотеатра «Баррикада» и дома № 13 по Невскому проспекту. Царице Елизавете Пет ровне в этом Зимнем дворце было тесно «со служительми» (да и с сотней котов, которых она очень любила). Растущий в Европе престиж России диктовал необходимость возведения царской резиденции, соответствующей величию страны По приказу Елизаветы зодчий Б.-Ф. Растрелли приступил к возведению нового Зимнего дворца. Бывший дом Крюйса перешел во владение портного Неймана, и этот иноземец сдавал здесь комнаты и квартиры заезжим фокусникам, дрессировщикам экзотических зверей, ремесленникам и просто авантюристам. Некоторое время здесь размещался музей («Кабинет») восковых фигур. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» восторженно описывала экспонаты «Кабинета», «где можно видеть персону короля французского с королевою, дофином и принцессами, его величества дочерями, также всю высокую фамилию его величества короля английского и всех знатнейших министров французского двора в совершенной величине их роста и со всем убором, в котором они при дворе ходили...» Владельцы музея извещали посетителей, что одежда на восковых фигурах подарена им царственными особами, фигуры которых представлены в «Кабинете». За «смотрение» восковых фигур с каждого посетителя (видимо, с учетом его общественного положения) бралось «по полуполтине, по 2 гривенника и по 10 копеек». Около 1807 года дом купил купец К- Котомин, у него и его наследников здание оставалось во владении до 1870-х годов, когда было продано А. Н. Пастухову. К этому времени дом был капитально перестроен В. П. Стасовым (в 1812- 1815 годах). Он стал четырехэтажным, главный фасад теперь был ориентирован на Невский проспект. Центр здания Стасов украсил восемью полуколоннами, крылья фасада - четырехколрнными лоджиями. Эффектен карниз на кронштейнах, между которыми размещены лепные розетты и барельефы. До наших дней фасад дошел с изменениями, например не сохранились полуколонны в центре здания. Но работы по реконструкции, проведенные в последние годы, приблизили облик здания к его первоначальному виду. Дом купца Котомина был доходен. Известно, что в Дом, в котором находилось кафе «С. Вольф и Т. Беранже», 1823 году он оценивался в 500 тысяч рублей и приносил годовой доход в 58 тысяч рублей. В 1824 году здесь поселился Фаддей Булгарин, он издавал тут «Литературные листки», затем редактировал журнал «Сын отечества». В первой половине XIX века тут находилось вошедшее трагической страницей в биографию А. С. Пушкина кафе «С. Вольф и Т. Беранже». Здесь 27 января 1837 года Пушкин встретился со своим секундантом К. К. Данза-сом, отсюда они выехали на Черную речку, к месту дуэли. Кафе нередко посещали М. Ю. Лермонтов, Н. Г. Чернышевский, Т. Г. Шевченко. В 1846 году здесь М. В. Петрашевский встретился с Ф. М. Достоевским и привлек его в свой кружок. Не сохранился находившийся в этом здании в XIX веке «Сахарный музей». Широко известны в Петербурге крупный антикварно-букинистический магазин «Старая книга» и «Литературное кафе», Размещенные в этом доме. «Старая книга» - это магазин-салон, который хранит традиции книжной лавки, располагавшейся здесь в пушкинское время. Оформление интерьеров «Старой книги» напоминает об этом. Люстры и настольные лампы повторяют облик светильников пушкинского времени. В зале художественной литературы привлекают внимание рельефные портреты русских и зарубежных классиков, Вц, полненные скульптором Г. Д. Ястребенецким. Оформление зала «Искусство» напоминает о творчестве А. Н. Воронихина и К- И. Росси, о работах знаменитых мебельщиков Ж. Жакоба и Г. Гамбса.
|