Send as Postcard
В Новом Эрмитаже - так назвали это здание - в 1852 году впервые открылся музей, доступный для публики. Как уже говорилось, Эрмитаж до этого времени обслуживал лишь царскую семью, придворную знать и вельмож. В отдельные годы его посещало до пятисот человек. Теперь же, хотя и продолжали существовать некоторые оградительные правила, доступ в него был открыт довольно широко. В первом этаже Нового Эрмитажа специальный зал (№ 128) занимает уникальное творение русских зодчих-камнерезов - знаменитая 19-тонная Колыван-ская ваза. История ее создания и доставки в Петербург может служить ярким примером того, каиие огромные усилия и средства народа затрачивались на строительство и убранство царской резиденции. Колыванская ваза изготовлена из гранитной глыбы, обнаруженной в Зауралье. Два года эту глыбу обрабатывали на месте находки, после чего тысяча рабочих доставляла ее на Колыванскую фабрику. Для этого потребовалось рубить просеки в диких лесах, прокладывать дорогу, сооружать мосты через реки. Затем двенадцать лет десятки мастеров обрабатывали вазу на фабрике. В 1843 году ваза была отправлена к берегам Невы. До Урала ее везли на специальной телеге, в которую впрягали по 120-160 лошадей, потом на реке Чусовой погрузили на баржу и по Каме, Волге, Шексне и Мариинской системе через Ладогу доставили в Петербург. В зале Эрмитажа укрепили фундамент и семьсот рабочих водрузили на него вазу на «вечное стояние». Высота ее 2,5 метра, большой диаметр чаши - 5 метров. Это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня. Она по праву считается шедевром русского камнерезного искусства. Еще Екатерина II пожелала, чтобы рядом с Зимним дворцом были построены и расписаны такие лоджии, какие существуют в Ватиканском дворце в Риме. Созданные по проекту Брамонте и расписанные великим итальянским художником Рафаэлем, они были известны всему миру, как один из шедевров живописи и архитектуры. И вот на берегу Невы, вдоль Зимней канавки, зодчий Джакомо Кваренги возвел галерею. Тем временем группа художников под руководством Ж. Ун-тербергера направилась в Италию снимать копии с рафаэлевских росписей. Художники работали восемь лет. Холсты с рисунками доставлялись в Петербург. Так у Зимнего дворца появилась копия знаменитых лоджий Рафаэля. Однако как отдельного сооружения этой галереи мы не видим. Дело в том, что при строительстве Нового Эрмитажа лоджии были включены в это здание и теперь находятся с ним «под одной крышей». И, наконец, еще одно сооружение, которым завершается со стороны Невы комплекс эрмитажных зданий,- Эрмитажный театр. Он был построен в 1787 го-ду на углу Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки, на месте второго Зимнего дворца (архитектор Д. Кваренги). Первый спектакль на новой придворной сцене состоялся 16 ноября 1785 года - задолго до того, как была завершена отделка интерьеров. Теперь здесь - лекционный зал Государственного Эрмитажа. Театр соединяется со Старым Эрмитажем знаменитой аркой, перекинутой через Зимнюю канавку (архитектор Ю. М. Фельтен). И расположенные здесь здания, и арка, сводами которой как бы обрамлен вид на Неву и Петропавловскую крепость, придают этому уголку особую живописность и привлекательность. Архитектурная обработка фасадов всех эрмитажных зданий являет собою наглядный пример перехода от растреллиевского стиля барокко, так ярко проявившегося в Зимнем дворце, к спокойному, изящному и выразительному стилю русского классицизма, законченные формы которого мы видим в здании Эрмитажного театра Д. Кваренги. Все сооружения - Зимний дворец, Малый, Старый, Новый эрмитажные корпуса и Эрмитажный театр - соединены между собою переходами, оформленными в виде арок и крытых мостиков. До 1917 года они находились в ведении дворцового правления и считались личной собственностью его императорского величества. После Октябрьской революции весь комплекс зданий перешел в ведение Государствен ного Эрмитажа - одного из крупнейших в мире храмов искусства.
|