Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Дворцовая набережная, площадь

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Send as PostcardSend as Postcard

ЭРМИТАЖ
К Зимнему дворцу примыкали и соединялись с ним непосредственно четыре здания Эрмитажа.
Годом рождения Эрмитажа считается 1764-й, когда во дворец была доставлена из Берлина большая коллекция драгоценных камней, купленных Екатериной II. Однако сбору произведений искусств в Петербурге положил начало еще Петр I, который, по словам историка, «несомненно был одарен здоровым чувством изящного, тратил много хлопот и денег, чтобы доставать хорошие картины и статуи...» О том, с какой настойчивостью он это делал, лучше всего свидетельствует история приобретения статуи Венеры, находящейся ныне в Эрмитаже.
Капитан Юрий Кологривов, посланный Петром в Италию в качестве дипломата и одновременно для наблюдения за обучавшимися там русскими художниками, разыскал в Риме мраморную Венеру несказанной красоты и сообщил об этом царю. Однако губернатор Рима запретил вывозить статую и надежно спрятал ее, скульптора же, которому Кологривов поручил реставрацию статуи, приказал заточить в тюрьму. Завязалась упорная дипломатическая борьба. Петр послал в Италию своего опытного дипломата Савву Рагузинского. В обмен на статую языческой богини Венеры Рагузинский предложил захваченные в Ревеле мощи святой Бригитты, почитаемой католической церковью. Обмен состоялся. В 1720 году в специальном возке статую привезли на берега Невы. Это была знаменитая Венера Таврическая...
Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «пустырька», «уединенный уголок», «приют отшельника». Такие уютные, огражденные даже от прислуги уголки создавались во дворцах королей и вельмож Франции. Их примеру последовала и Екатерина II. В отведенных апартаментах не только выставлялись картины, но и устраивались так называемые «эрмитажные собрания» придворной знати.
Полотна знаменитых художников мира прибывали в Эрмитаж непрерывно. Разорившиеся вельможи Франции, Италии, Австрии, Германии продавали свои коллекции, и они потоком вливались в Зимний дворец. Шедевры изобразительного искусства собирали для Екатерины не только русские послы, но и великий французский философ-просветитель Дидро, скульптор Фальконе, знаменитый ученый Гримм.
Доступ к коллекциям картин разрешался только знати. По утверждению Стасова, Екатерина была равнодушна к творениям великих художников и плохо понимала их. «...Всем этим, - писала царица, - любуются мыши и я». Богатейшие собрания полотен были лишь признаком роскоши, свидетельством богатства русского двора.
Александр I пополнил блестящее к тому времени собрание Эрмитажа, купив почти всю картинную галерею, принадлежавшую жене Наполеона Жозефине, а при Николае I в Зимний поступили коллекции падчерицы Наполеона и другие.
Известный русский путешественник географ П. Семенов-Тян-Шанский предложил Эрмитажу 700 картин своей коллекции за очень низкую цену. Иностранные фирмы предлагали ему вдвое большую плату, но он отказался.
По мере поступления коллекций в Эрмитаж постепенно строились и здания для их размещения. Уже с получением первых картин в 1764 году по проекту профессора Петербургской академии художеств Ж.-Б. Валлен-Деламота началось сооружение специального эрмитажного корпуса, своим фасадом ориентированного на Неву. Вслед за этим стали строить и второй корпус, обращенный фасадом на Миллионную улицу. Оба эти здания на уровне второго этажа соединили Висячим садом, который существует и поныне. Это сооружение получило тогда название - по имени зодчего - Ламотов павильон, а несколько позже- Малый Эрмитаж.
Из дворца в павильон можно было пройти по крытому мостику, устроенному со стороны Дворцовой площади. Такой же переход, но позже, в начале XX века, сделали и со стороны Невы. Из дворцовых помещений, перейдя крытый мостик, посетитель попадает в двухсветный белый мраморный зал, с большой роскошью отделанный в 1850-х годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Зал этот расположен на уровне Висячего сада и составляет с ним единое целое. Это одно из красивейших помещений не только павильона, но и дворца.
Завершение строительства Малого Эрмитажа датируется 1775 годом. Но еще продолжалась отделка его интерьеров и не везде были сняты строительные леса, а уже встал вопрос о возведении нового здания для быстро разраставшихся коллекций драгоценностей. Проект был составлен архитектором Ю. М. Фель-теном, руководившим тогда устройством набережной Невы. Ему разрешили снести старые здания, стоявшие на берегу со времен Петра I, и на их фундаменте «в линию с Эрмитажем», построить новое. Так в 1787 году появился еще один эрмитажный корпус, позже, в XIX веке, названный Старым Эрмитажем. В 1851-1859 годах А. И. Штакеншнейдер произвел в здании большие внутренние перестройки. Внимание посетителей неизменно привлекает здесь эффектная парадная лестница. Ступени и площадки ее изготовлены из итальянского мрамора, декорирующие колонны вытесаны из белого мрамора и олонецкого порфира. Лестница получила название Советской во второй половине XIX века: сановники поднимались по ней в помещение, где происходили заседания Государственного совета - совещательного органа царского правительства.
После перестройки, то есть с 1850-х годов, Старый Эрмитаж стали называть седьмой, запасной половиной Зимнего дворца.
Коллекции отсюда убрали, а помещение приспособили под жилые покои. Здесь поселялись приближенные царя, именитые гости.
Для коллекций живописи и скульптуры в 1839- 1852 годах возвели монументальное здание, ориентированное главным фасадом на Миллионную улицу. Проект составил архитектор Лео Кленце, однако в России он не жил. Строительство велось под руководством и при творческом участии русских архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова. Оформление подъезда со стороны Миллионной улицы - портик с атлантами, высеченными из серого гранита, - принадлежит скульптору А. И. Теребеневу.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.