Send as Postcard
Он стоит при входе в столицу фонтанов, отражая ее строгий блеск и иязящество и поражает своим странным названием. Дело в том, что в результате многократных перестроек полностью утратилась его исконная символика. Врядли кто-нибудь теперь скажет, что обозначает морское чудище среди четырех дельфинов? Скульптура Межеумного фонтана менялась четырежды. Так, с 1859 года посреди него поставили вазу, не подумав о ее сочетании с оставшимися дельфинами. Может быть, именно по этому фонтан и получил свое прозвище, закрепившееся уже 9 лет спустя, в трудах придворного петергофского историка А. Гейрота? Тем не менее, "межеумная" ваза простяла до 1941 года.... Межеумный стал "заставкой" Верхнего сада. Все началось с новой свинцовой скульптуры Б. К. Расстрелли - "Андромеды". Персей на коне защищал Андромеду от дракона, а кругом "резвелись" 4 дельфина. Группа олицетворяла Петра, защищающего от шведов Ингерманландию..... В первых числах июня 1737 года мастер предложил устроить для нее фонтан "тою же мерою, каков бассейн, где стоит фигура Дуб" и следующей весной П. Саулем занялся прокладкой труб, а летом по проекту И. Бланка и И. Давыдова, "мраморная мельница" на Лаве вытесала известняковые блоки..... В 1739 году П. Леклер и А. Иванов сделали гидротехническое устройство на "5 или на 4 вида". Этот фонтан стал последним из всех водометов Верхнего сада. Однако, громоздкая скульптура не подходила для вододействия. Когда ее устанавливали на фонтан, она раскололась, и ее творцу пришлось припаявать к ней отбитые детали. В 1745 году (меньше 10 лет спустя после ее создания!) под статую Андромеды пришлось ставить подпорки. Однако, уже 1775 году от всей группы остаются лишь 4 дельфина и свинцовый дракон, на месте которого в 1859 году стала чугуная ваза - кратер, отлитая К. Шарбау по образцу тех, что стоячли на Царицином острове. Есть и такая версия, что с тех пор за фонтаном закрепилось официальное название "Ваза". Разрушенный фашистами, он был восстановлен в 1957 году. Кордон вытесали из эстонского доломита, а скульптура была восстановлена в бронзе А. Гурджием по образцу 1775 года.
|