Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Петродворец

 
Петродворец

Верхний сад
Send as PostcardSend as Postcard

Первоначально он создавался, как утилитарный, ведь главный фасад дворца -выходил в Нижний парк, и он оказался позади. В петровское время в боскетах - "городках" - росли фруктовые деревья и даже возделывались овощные грядки (чем и объясняется дошедшее до наших дней название - сад). Однако, в 1732 году возникла мысль сделать его парадным преддверием столицы фонтанов....
В 1733 - 39 годах по проекту И. Бланка и И. Давыдова были убраны грядки, сооружены трельяжная ограда, золоченная скульптура партеров, а так же фонтаны с барочной скульптурой работой Б. К. Расстрелли, сын которого, Б. Ф. Расстрелли, в 1754 - 60гг, создал дошедшую до наших днй прекрасную ограду с центральными воротами, выходящими на главную магистраль. Очевидно, по его проекту, на месте нынешнего Верхнесадского дома (Н. Бенуа, в 1847, изнчально - Двыорцовая кухня, 22 года срустя - жилой дом) была построена деревянная "комедия" или "Оперный дом" - придворный театр, разобранный в 1835 году. И все ж Верхний сад по-прежнему считался утилитарным. Так, в 1748 году туда, не считаясь со сложившейся планировкой, перенесли монплезирскую мыльню, и поставив ее у "комедиии", берегли как петровскую реликвию до конца XVIII столетия.
С петровских времен Верхний сад создавался в регулярном стиле, прямоугольный в плане, в нем росли аккуратно подстриженные деревья, а так же стояли беседки - перголы и крытые галереи. В 1779-85 гг, по проекту Ю. Фельтена, с западной строны Верхнего сада возник ряд из 5 одноэтажных мазанковых флигелей "за гербом", связанных с дворцовым корпусом "Под гербом" и предназначенных для детей ПавлаI, очень исказивших привычную структуру ансамбля. (правда, в 1840 году, И. Шрлемань перестроил их в камне в стиле необарокко, что несколько убавило диссонанс, и в то же время, усилило громоздкость). При Екатерине II вообще пошла мода на пейзажные "английские" парки, где в непринужденном, свободном порядке росли различные группы деревьев. Это коснулось и Верхнего сада. По сторонам центральной оси началась бессистемная посадка больших деревьев, скрадывающая привычный простор и заметно сузившая парадную перспективу. Отошел на второй план фасад Большого дворца, на которого - то и была сосрентирована вся композиция.
Только в 1729 году, по чертежам Сент-Иллера (1770 -е) удалось воссоздать первоначальную вид. Из Ораниенбаума доставили 4 мраморные статуи - Зефир, Флора, Помона и Вертумн, выполненные в 1748 году венецианским скульптором Д. Бонацца и предназначенных для Нижнего сада в Ораниенбауме. Теперь Их установили перед фонтаном "Дубовый", где они стоят до сих пор, что на мой взгляд, было сделано зря, так как Ораниенбауму и без того изрядно досталось (он был занят лесным техникумом).

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.